БЕКЛЕМИШЕВА Клеопатра Владимировна (псевд. Клео)

Bèсlémiсheff (alias Cléo) C.

9/21 июля 1898 (С.-Петербург) – 19 октября 1976 (Париж). Скульптор.

Дочь и ученица академика скульптуры Владимира Александровича Беклемишева (1861–1919), ректора ИАХ. В 1918–1921 училась в петроградских ГСХМ, в скульптурной мастерской В. В. Лишева.

В 1922 продолжила художественное образование в АХ в Берлине. В 1926 поселилась в Париже. Работала в бронзе, дереве, камне и гипсе. Создала ряд работ, посвященных русскому балету: портреты А. Павловой, Т. Рябушинской, С. Лифаря, статуэтки «Кокетство» (балерина Д. Вадимова), «Приглашение к танцу» (артист А. Долинов), «Раздумье» (артист Н. Орлов), «Сергей Лифарь в роли Давида» (1937); барельеф-профиль Ф. И. Шаляпина; бюсты кн. Ф. Ф. Юсупова и бар. П. Н. Врангеля, скульптуры на религиозную тему «Благовещение», «Св. Георгий», «Св. Франциск Ассизский», медальон с портретом Н. Н. Евреинова для его надгробного памятника на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Иллюстрировала книгу «Beauty» (грузинская легенда) в издательстве Belle Colby Carrington (1932). По заказу аргентинской колонии в Париже исполнила деревянную скульптуру «Святая Тереза Авильская», которая была установлена в испанском городе Вальядолиде на месте разрушенной в годы Гражданской войны старинной статуи.

Провела персональные выставки в Париже (J. Allard, 1929; Sambon, 1935; Béranger, 1952), Лондоне (Brook Street Art, 1935) и Гааге (P. Loujetzky, 1938). Выставлялась в салоне Тюильри, участвовала в групповых выставках «От древности до наших дней» в галерее Sambon (1935), современного портрета (de Paris, 1935) и «Танец в пластическом искусстве» (1936), в выставках русского искусства в Белграде (1930) и Париже (d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932). Скульптура «Первое искушение» была приобретена для Люксембургского музея Парижа комиссией по закупке произведений иностранных авторов (1929), «Stabat Mater» – французским правительством, голова из дерева «Размышление» и бронзовая фигура «Танцовщица» – муниципалитетом Парижа. В 1958 пожертвовала работы в фонд Комитета помощи К. А. Коровину. Исполнила иллюстрации к книгам стихов Николая Евсеева «Дикое поле» (1963) и «Крылатый шум», выпущенных в русском парижском издательстве «Родимый край».

Мастерская находилась на Монмартре (av. Junot, 36). Похоронена в Сент-Же-невьев-де-Буа, на могиле установлена скульптура ее работы.

Библиография:

* НБА РАХ Ф. 7. Оп. 8. Д. 227.

* Неизвестная Россия; РЗФ; AI 1/169, 2/164.

Вл. З. У К. Беклемишевой // Русская мысль (Париж). 1952. 12 декабря.

Лидарцева Н. Творчество Клео Беклемишевой // Русская мысль. 1958, 23 окт. (№ 1281).

Лидарцева Н. У Клео Беклемишевой // Русская мысль. 1966. 9 августа. (№ 2503). С. 4.

Лидарцева Н. Ваятель Клео Беклемишева // Русская мысль. 1973. 8 февраля. (№ 2933). С. 9.

Клио Беклемишева // Русская мысль. 1976. 18 ноября.

Сочинения:

Беклемишева К. Памятка о Российской Академии художеств // Возрождение (Париж). 1958. № 76. С. 21–33.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.02.2011