КАРИНСКАЯ (урожд. Жмудская) Варвара Андреевна

Karinska, Barbara

3 октября 1886 (Харьков) – 19 октября 1983 (Нью-Йорк). Художник по костюмам.

Дочь харьковского текстильного магната и общественного деятеля А. Я. Жмудского, младшая сестра Анатолия Жмудского – владельца известной харьковской газеты «Утро». Изучала юриспруденцию в Харьковском университете и самостоятельно занималась искусством. В 1908 вышла замуж за Александра Моисеенко, из семьи крупных промышленников. В 1909 овдовела, а через несколько месяцев родила дочь Ирину – будущего дизайнера одежды (И. А. Каринскую). Вскоре вышла замуж за известного адвоката по уголовным делам Н. С. Каринского (в эмиграции – литератора, историка).

После Февральской революции 1917 года оказалась с семьей в Петрограде, где муж был назначен прокурором городской судебной палаты, а затем, в связи с новыми служебными назначениями мужа, выехала на юг России. В ходе Гражданской войны была разлучена с мужем и не успела эмигрировать вслед за ним. Вскоре почтовой открыткой известила его о разводе и вышла замуж за Владимира Мамонтова, представителя знаменитой купеческой фамилии.

В 1921 переехала в Москву и поселилась на Тверском бульваре в доме, ранее принадлежавшем ее семье. Открыла в двух оставшихся после национализации комнатах школу художественной вышивки, а также ателье по пошиву дорогой одежды и чайный салон, где собирались художники, литераторы и представители партийно-государственной элиты.

В 1928, после национализации ателье, при поддержке А. В. Луначарского выехала за границу под предлогом устройства на Западе выставки своих изделий. Через Берлин попала в Брюссель, где к тому времени жил отец, а затем обосновалась с семьей в Париже.

В 1929 выполнила костюмы для фильма А. Волкова «Шехерезада». Познакомилась с хореографом Джорджем Баланчиным и художником Кристианом Бераром, стала сотрудничать с антрепризой Русского балета Монте-Карло. В 1932–1933 исполнила костюмы к шести балетам Дж. Баланчина. Работала по эскизам К. Берара, А. Дерена, Х. Миро, А. Матисса и др. Участвовала в оформлении костюмированных спектаклей Ж. Кокто и Л. Жуве.

В 1936 переехала в Лондон, оставив дочери свой парижский бизнес. Поселилась в историческом доме, где жил художник Дж. Рейнолдс, и открыла там ателье по изготовлению театральных костюмов. Здесь продолжилось ее сотрудничество с К. Бераром и Л. Жуве, а также началась совместная работа с Сесилом Битоном.

Незадолго до войны закрыла бизнес в Лондоне и переехала в США. Участвовала в оформлении экспозиции Сальвадора Дали «Сны о Венере» для испанского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939).

В Нью-Йорке вновь встретилась с Дж. Баланчиным, который предоставил ей рабочее помещение в Школе американского балета. В 1946 обосновалась в собственном особняке на 56-й улице, где открыла ателье-магазин балетных костюмов «Covent Garden», который успешно работает до сих пор. Была главным стилистом основанного Дж. Баланчиным New York City Ballet, участвовала в постановках 75 его балетов. Разработала ряд оригинальных типов балетных костюмов, в том числе пачку «powderpuff» (пуховка для пудры; или «пачка Баланчина-Карински»), которая в 1950-е получила широкое распространение в мировой балетной практике.

Сотрудничала с американскими и европейскими домами высокой моды. Разработала несколько революционных нововведений в крое женской одежды, в частности, изобрела фасон лифа с широким вырезом, открывающим плечи, который использовала Коко Шанель для своего первого «маленького черного платья».

Работала для американского и французского кинематографа. Обладатель премии Американской киноакадемии «Оскар» за костюмы к фильму «Жанна д’Арк» В. Флеминга с Ингрид Бергман в главной роли (1948); номинировалась на эту же премию за фильм «Ханс Христиан Андерсен» Ч. Видора (1952).

В 2003 в Харькове был образован Фонд имени В. А. Каринской, в 2004 учрежден Международный фестиваль моды и театрального костюма ее имени. В 2005 в Харькове на доме по Пушкинской ул., 31 установлена мемориальная доска в ее честь.

Библиография:

Некролог // Новое русское слово. 1983. 20 окт.

Rubin I. A. Costumes by Karinska // Dance magazine. 1967, June.

Huсken-Pah1er V. Madame Barbara Karinska: Costumes to Delight // Dance magazine. 1968, January.

Bentley T. Costumes by Karinska. New-York, 1998.

Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

25.10.2011