МЕЩАНИНОВ Оскар Самойлович

Miestchaninoff Oscar

О. Мещанинов.

9/21 апреля 1884 (в ряде источников – 1886) (Витебск) – 14 июля 1956 (Лос-Анджелес, США). Скульптор.

Младший из шести сыновей купца 2-й гильдии Шмуйлы Юдова Мещанинова (один из братьев держал в Витебске фотоателье, в котором недолго проработал М.З. Шагал). Начальное художественное образование получил в Витебске у Ю.М. Пэна. В 1905–1906 учился в Одесском художественном училище, в 1907 уехал в Париж и поселился в «La Ruche». До 1911 учился в Национальной высшей школе декоративных искусств и Национальной высшей школе изящных искусств (у А. Мерсье), позже – в мастерской Ж. Бернара. Занимался копированием античной, восточной и готической скульптуры в музеях Парижа и Рима. В 1910-е подружился с П. Пикассо, Д. Риверой, А. Модильяни и русскими художниками, в особенности с Х. Сутиным, который в годы Первой мировой войны жил в его мастерской.

Создавал погрудные портреты и торсы из мрамора, гранита и бронзы. В 1910–1920-е выставлялся в парижских салонах: Национального общества изящных искусств (1908–1911; член общества с 1908), Общества французских художников, Осеннем (член салона с 1912), Независимых и Тюильри. Работы экспонировались в России: на выставке «Мир искусства» (Пг., 1915 и 1916), «Выставке живописи 1915 г.» (М., 1915), Выставке картин и скульптуры художников-евреев (Пг., 1916) и 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919). В 1915 в журнале «Аполлон» (№ 6/7) была помещена о нем большая статья Я. Тугендхольда, в 1916 (№ 1) в этом журнале был воспроизведен его «Бюст художника Натана Альтмана».

В 1919 с рекомендательным письмом от французского Министерства иностранных дел Франции отправился в Бирму, Сиам и Камбоджу для обследования древнего города Ангкора и изучения кхмерской скульптуры. Итогом экспедиции стали коллекция, пополнившая музеи Франции, и альбом с предисловием Анри Гудрона (1922). В 1927 в составе подобной экспедиции побывал в Индии, изучал скальные храмы Эллоры. Стал одним из признанных знатоков искусства древней Азии.

Участник выставок русских художников в Лондоне (1921, галерея Whitechapel), Париже (1931, галерея L’Époque, группа журнала «Числа»), еврейских художников и скульпторов в Париже (1924, галерея La Fayette). В 1928 показал скульптуры «Человек в цилиндре» и «Девушка с цветами» в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве. В связи с выставкой посетил Ленинград и Москву.

Жил в Булонь-Бийянкур под Парижем в доме-мастерской, построенном Ле Корбюзье (9, allée des Pins; в том же доме жил и работал Ж. Липшиц). В 1935 участвовал в Салоне художников, проживающих в Булонь-Бийянкур. В 1937 Люксембургский музей в Париже приобрел его скульптуру «Причесывающаяся женщина». В 1939 на выставке «Художники нашего времени», организованной парижским муниципалитетом, была куплена городом Парижем его скульптура «Человек в соломенной шляпе» и рисунок «Женщина в кресле». В том же году его ретроспективная выставка состоялась в Пти Пале.

В 1941 переехал в США, жил сначала в Нью-Йорке, зптем в Лос-Анджелесе; принял американское гражданство. После войны часто приезжал во Францию. В США создавал преимущественно портреты. Одной из последних работ стала бронзовая скульптура «Мужчина с мертвым ребенком» (1952, Музей Тель-Авива), посвященная событиям войны и выполненная в несвойственной ему экспрессивной манере. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (галерея Wildenstein, 1944) и Лос-Анджелесе (Музей Конти, 1955).

Жена – Беата Альбертовна, урожд. Купершток (? – 1971), певица, драматическое сопрано; выступала под псевдонимом Мэри Беатриса.

Портреты художника исполнили Д. Ривера (1913), А. Модильяни (1916) и Х. Сутин (1923–1924). Представлен в музеях Парижа, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Кливленда, Иерусалима и Амстердама, а также в ГРМ («Голова девы», 1912) и ГТГ («Человек в цилиндре», 1922).

Библиография:

* Неизвестная Россия; РЗФ; AI 1/951, 3/907, 4/780, 5/563; Nieszawer & Princ.

Аполлон. 1914. № 1/2. С. 57; 1916. № 1. С. 54 (ил.); № 3. С. 54.

Тугендхольд Я. Скульптура Мещанинова // Аполлон. 1915. № 6/7. С. 36–40.

Яблоновский С. Оскар Мещанинов // Русское слово (Москва). 1915. 25 марта.

День (СПб.). 1915. 31 марта.

Маковец. 1922. № 2. С. 32.

Удар. 1922. № 3, б/с.

Среди коллекционеров. 1922. № 7/8. С. 64; 1923. № 5. С. 41; 1924. № 9/12. С. 54.

Тугендхольд Я. Парижская школа // Новый мир. 1928. Кн. 10. С. 248.

Нюренберг А. Скульптор О. Мещанинов // Прожектор. 1928. № 2. С. 10.

[Некролог] // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1956. 15 июля (№ 15723).

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Шатских А. Оскар Мещанинов (1886–1956) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе / Сост. и изд. М. Пархомовский. Иерусалим, Т. 4. 1995. С. 421-425.

Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 258–259 (илл.).

Тюнина Е. А. Творчество Жозефа Бернара (1866-1931) и русская скульптура ХХ века. Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. М., 2009

Zak E. Oscar Mieschaninoff // Deutsche Kunst und Dekoration. 1924. Bd 55. S. 23-29.

George W. Oscar Miestchaninoff, sculpteur, explorateur, collectionneur. Paris: Arts et métiers graphiques, 1966.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

11.08.2011