КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич

Konenkoff S.

С. Т. Коненков

28 июня / 10 июля 1874 (с. Верхние Караковичи Смоленской губ.) – 9 октября 1971 (Москва). Скульптор.

Из крестьян. В 1892 окончил гимназию в Рославле. На собранные односельчанами деньги отправился в Москву и поступил на скульптурное отделение МУЖВЗ. Учился у С. И. Иванова и С. М. Волнухина. В 1896 окончил курс с большой серебряной медалью за скульптуру «Камнебоец» и на средства П. М. Третьякова был послан за границу. Побывал в Берлине и Париже, около года провел в Италии. С 1899 учился в ИАХ у В. А. Беклемишева. В 1902 получил звание художника за скульптуру «Самсон, разрывающий узы».

С 1903 жил в Москве. Работал по частным заказам, исполнил барельефы и фигуры для кондитерской Филиппова на Тверской (1905). В 1906–1911 создавал головы из мрамора и песчаника. В 1907 начал «Лесную серию» из дерева, навеянную образами русского фольклора: «Старенький старичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Еруслан Лазаревич» (1913), «Нищая братия» (1917). Возвращался к ней в последующие годы. В 1910 участвовал в конкурсе проектов памятника Александру II в С.-Петербурге. В 1912–1913 работал в Греции и Египте, под влиянием античной пластики создал мраморные торсы и фигуры: «Сон» (1913), «Юная» (1916), «Заря» (1917).

Участвовал в выставках: ТПХВ (1899, 1900), МТХ (1907, 1908), Нового общества художников (СПб., 1907, 1909), СРХ (1909–1914, 1917/18), «Мир искусства» (Пг., 1915, и М., 1917), в Международной выставке в Риме (1911) и Балтийской выставке в Мальмё (Швеция, 1914). Провел три персональные выставки в своей мастерской на Пресне (1916, 1916/1917 и 1917/1918). В 1916 был избран действительным членом ИАХ. В том же году познакомился с будущей женой – Маргаритой Ивановной Воронцовой, бывавшей в доме Буниных и Шаляпиных (брак был официально заключен в 1922).

В 1917 вошел в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников искусства и старины, в Коллегию художников театра и комиссию «Красóты Москвы»; возглавил московский Профессиональный союз скульпторов-художников.

В советские годы руководил скульптурной мастерской при 2-х ГСХМ (МУЖВЗ), был профессором ВХУТЕМАСа. В 1918 исполнил мемориальную доску «Павшим

в борьбе за мир и братство народов» для стены Спасской башни Кремля, в 1919 – скульптурную группу из дерева «Разин со своей ватагой», которая была установлена на Лобном месте как временный памятник. Участвовал в выставках: СРХ (М., 1917/1918, 1922), «Мир искусства» (М., 1917/1918, 1921, 1922), 1-й выставке картин, рисунков и скульптуры (М., 1919), 5-й Государственной выставке картин (М., 1919), Общины художников (Пг., 1921), «Красная Армия 1918–1923» (М., 1923), Выставке современных русских скульпторов (М., 1925).

В конце 1923 с женой выехал в США в группе художников, сопровождавших выставку русского искусства, и остался в Нью-Йорке. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1925) и Риме (1928).

В Америке работал преимущественно как портретист – создал из мрамора, дерева, гипса и бронзы портреты Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (оба – 1924), Ф. И. Шаляпина (1925), С. В. Рахманинова (1925; по заказу фирмы «Стейнвей»), М. Горького (1928), И. П. Павлова (1930), В. В. Маяковского (1937), А. С. Пушкина (1937), американских юристов О. В. Холмса, Б. Кардадо и Х. Ф. Стоуна (1931–1934; для здания Верховного суда в Вашингтоне), много заказных портретов. Продолжал «Лесную серию», создавал резную деревянную мебель в виде одушевленных персонажей: «Стул Алексей Макарович», «Кресло Сергей Тимофеевич», «Столик с гномом и кошкой» и др. Обращался к евангельским образам: «Петр», «Иоанн Богослов», «Иаков Апостол», «Лазарь, восстань!». Исполнял рисунки на темы Библии.

В 1935 получил заказ от Принстонского университета выполнить скульптуру А. Эйнштейна (получению заказа, возможно, способствовало то обстоятельство, что физик был близко знаком с женой скульптора, которая была секретным агентом НКВД).

Был членом общины «Ученики Христа», основанной проповедником Ч. Т. Расселом. Накануне войны написал И. В. Сталину несколько писем пророческого характера: предупреждал о нападении Германии на СССР весной-летом 1941 и предрекал победу над Германией в 1945.

В годы Второй мировой войны входил в Русский комитет, собиравший средства в фонд Красной Армии. Исполнил по фотографиям скульптурные портреты маршалов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева и Р. Я. Малиновского.

Летом 1945 получил разрешение вернуться в СССР, причем для перевозки множества работ по указанию Сталина был специально зафрахтован пароход «Смольный». В декабре приехал с женой в Москву, где получил квартиру и мастерскую на ул. Горького (Тверской), 17. В первые годы советская критика обвиняла его в «формализме» и «модернистских веяниях». Официальное признание пришло только в 1954, в год его 80-летия и 60-летия творческой деятельности. В Москве, Ленинграде и Киеве прошла первая после возвращения персональная выставка. Минуя звание члена-корреспондента, был избран действительным членом АХ СССР, получил ряд почетных наград и званий: лауреат Ленинской премии (1957; награжден первым из деятелей искусств), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964) и др.

В 1950–1960-е создал ряд монументальных проектов: горельефы фриза здания Института геохимии АН СССР в Москве (1953–1954), скульптурный ансамбль Музыкально-драматического театра в Петрозаводске (1953–1954), проекты памятника Л. Н. Толстому для Москвы (конец 1950-х) и многофигурного памятника В. И. Ленину на набережной Москва-реки (1959). Исполнил серию портретов деятелей советской науки, культуры и политики. Публиковал статьи об искусстве в журнале «Огонек» и других изданиях, написал книгу воспоминаний. В 1964, к 90-летию скульптора, в Москве (затем – в Ленинграде, Праге, Братиславе, Варшаве и Будапеште) состоялась его ретроспективная выставка.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1973 открылся Музей скульптуры С. Т. Коненкова в Смоленске, в 1974 – Музей-мастерская С. Т. Коненкова на ул. Горького (ныне Тверская ул.) в Москве. Почта СССР выпустила марку с портретом скульптора (1973). В 2008/2009 в Музее-мастерской А. С. Голубкиной прошла выставка-инсталляция «Голубкина. Коненков. Секреты мастерства», представившая художественную реконструкцию мастерских двух знаменитых скульпторов.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1899. Д. И-30; ХРЗ.

Ардов Т. Северный Цезарь // Русское слово. 1910. 3 апр.

Бенуа А. Н. Выставка «Союза» // Речь. 1911. 25 февр. (№ 54). С. 2.

Ростиславов А. С. Т. Конёнков // Аполлон. 1912. № 2. С. 5-10.

Радлов Н. О скульптуре Конёнкова // Аполлон. 1913. № 9. С. 22-25.

Левинсон А. Значение Конёнкова // Искусство. 1916. № 1. С. 15-17.

Глаголь С. С. Т. Конёнков. Пг., 1920; 2-е изд. – Петербург; Берлин, 1923.

Григорьев С. Образ Конёнкова. М., 1921.

Синезубов Н. С. Т. Конёнков // Дни (Берлин). 1923. 10 июня (№ 184). С. 9.

Сергей Тимофеевич Конёнков: Альбом / Вступ. ст. В. Тихановой. М., 1955.

Каменский А. Лауреат Ленинской премии С. Конёнков. М., 1958.

Каменский А. Конёнков. М., 1962.

Кравченко К. Сергей Тимофеевич Конёнков. М., 1962; 1967.

Бычков Ю., Десятников В. С. Т. Конёнков. М., 1974.

Трифонова Л. Сергей Тимофеевич Конёнков. Л., 1975.

Каменский А. С. Т. Конёнков. М., 1975.

Конёнков: Альбом / Сост. К. Кравченко. Л., 1977.

Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX–начала XX века. ГТГ: Каталог / Под ред. М. М. Колпакчи. М., 1977.

Осокин В. Н. Волшебный резец: С. Т. Конёнков в Москве. М., 1981.

Бычков Ю. А. Конёнков. М., 1982.

Exhibition of Sculptures by S. T. Konenkov / Text by Mc. A. Coleman. New York, 1925.

Sergei Konenkov: E le sue opere esposte nel Foyer del Teatro Quirino. Roma, [1928].

The uncommon vision of Sergei Konenkov, 1874-1971 : a Russian sculptor and his times / Marie Turbow Lampard; John E Bowlt; Wendy R Salmond. New Brunswick, N.J. : Rutgers University Press, 2001.

Сочинения:

Слово к молодым. М., 1958.

Земля и люди. М., 1962; 1974.

Мой век. М., 1971; 1972.

С. Т. Конёнков: Встречи. Воспоминания современников о скульпторе / Сост. Н. Н. Банковский. М., 1980 (библиогр.).

Воспоминания. Статьи. Письма: В 2 т. / Сост. Ю. А. Бычков. М., 1984–1985.

Архивы:
Приложения:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

08.12.2011