ДЕРЮЖИНСКИЙ Глеб Владимирович

Derujinsky G.

Г. В. Дерюжинский. Фотография: Peter A. Juley & Son.

1/13 августа 1888 (имение Отрадное Смоленской губ.) – 9 марта 1975 (Нью-Йорк). Скульптор и педагог.

Потомственный дворянин, сын профессора Московского и С.-Петербургского университетов, сенатора Владимира Федоровича Дерюжинского (1861–1920); по матери – внук юриста Антона Антоновича Арцимовича (1832–1910). Окончил частную петербургскую гимназию Я. Г. Гуревича. С 1904 занимался в Рисовальной школе ОПХ, сначала в рисовальных классах, затем у скульптора И. И. Андреолетти. В 1906–1912 по настоянию отца, противившегося его увлечению искусством, учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета. По окончании университета отказался от юриспруденции и посвятил себя искусству. Поддержку в этом оказал Н. К. Рерих. В 1911 и 1912 побывал в Париже, занимался в академиях Р. Жюльена и Ф. Коларосси, в мастерских Р. Верле и Ж.-А. Энжалбера; встречался с О. Роденом. В 1913 поступил на скульптурное отделение ИАХ в С.-Петербурге. Учился у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева, получил серебряную медаль за композицию «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов». Весной 1918 окончил курс со званием художника.

Исполнял небольшие импрессионистские скульптуры из гипса, мрамора, терракоты и бронзы: «На балу», «Поцелуй», «Графиня С. де Робьен с борзой», портреты кн. Б. Б. Голицына, художников В. В. Беляшина и Н. Э. Радлова, композитора С. С. Прокофьева (1918) и др. Участвовал в отчетных выставках ИАХ (1915, 1916), выставках ТПХВ (44-я – 1916 и 45-я – январь 1917) и Общины художников (декабрь 1917). Работы пользовались успехом в аристократической среде. Был женат (до 1920) на поэтессе и хозяйке литературного салона П. О. Богдановой-Бельской (1885–1968); спустя много лет написал о ней роман, оставшийся неизданным. В апреле 1917 был избран делегатом от учащихся скульптурного отделения АХ во временный комитет Союза деятелей искусств. Работал над бюстом А. Ф. Керенского.

В 1918 по приглашению соученика по гимназии кн. Ф. Ф. Юсупова уехал в Крым, в его имение в Кореизе. Участвовал в выставке «Искусство в Крыму». С наступлением большевиков бежал в Новороссийск, оттуда, нанявшись матросом на корабль, перебрался в Нью-Йорк.

Создавал детские и женские головки из мрамора, садовые скульптуры и декоративные статуэтки. Одной из его первых заказчиц и патронессой стала супруга миллионера Дж. Г. Хаммонда. В 1919 исполнил бюст Теодора Рузвельта, который был установлен в Нью-Йорке, в доме, где родился президент. В 1922 показал скульптуру «Икар» на выставке Национальной академии дизайна, в 1923 – композицию «Леда и лебедь» (для которой позировала американская балерина Рут Пейдж) в парижском Осеннем салоне. В 1923 при содействии Ф. Ф. Юсупова посетил Италию, а в 1928 – Лондон, где исполнил портрет президента Королевской АХ Дж. Лауэри, который был приобретен музеем Метрополитен. Участвовал в выставках русского искусства в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923) и в Брюсселе (1928), в русском отделе международной выставки в Филадельфии (1926).

Работал в дереве, мраморе, граните, бронзе и алюминии. Сочетал элементы классической скульптуры, средневековой готики и русского религиозного искусства. Получили известность его религиозные произведения: «Благовещение» (Музей Сан-Диего в Калифорнии), «Голгофа» (католическая церковь Божьей Матери в Бруклине), «Мадонна с младенцем Иисусом» (иезуитская миссия в Мокамэ, Индия), святые Игнатий Лойола, Купертино и Бонавентура (собор Непорочного Зачатия в Вашингтоне), скульптурные группы «Крестный путь» (капелла кардинала Спеллмана в Нью-Йорке) и «Миссионер-проповедник Десмет, обращающий в христианство индейцев сиу» (собор в Сент-Луисе, шт. Миссури), 24 рельефа «Крестный путь» (Дом философии и теологии в Цинциннати), декоративные скульптуры для многих храмов в США. Создал монументальный «Героический портрет Теодора Рузвельта» для Панамского канала и «Памятник американскому солдату» в Чикаго, скульптуры «Самсон в единоборстве со львом», «Диана на охоте», «Экстаз» (все три – по заказу миллионера А. Хантингтона для его музея Brookgreen Gardens в Чарлстоне, шт. Южная Каролина), «Похищение Европы» (для Всемирной выставки в Нью-Йорке, 1939), «Современный крестоносец» (1942), «Go-go-dancer», «Американская Диана» и др. Исполнил много скульптурных портретов, в том числе А. И. Зилоти, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова, Х. Капабланки, Н. И. Фешина, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, Р. Тагора, президентов Ф. Рузвельта и Дж. Кеннеди. В 1930-е преподавал в колледже Сары Лоренс и в своей студии (совм. с С. Симховичем).

Провел персональные выставки в нью-йоркских галереях Knoedler (1928), Wildenstein (1933) и Guild (1942), участвовал в групповых выставках в США. Получил золотую медаль на Международной выставке в Филадельфии за скульптуру «Ева» (1928), золотую медаль на Всемирной выставке в Париже (1937), награды Национальной академии дизайна (1938), Американской профессиональной художественной лиги (1957 и 1958), Национального художественного клуба в Нью-Йорке (1961 и 1964). Был избран действительным членом Национальной академии дизайна (1953), Национального общества скульптуры и Лиги архитекторов. В 1969 в галерее Grand Central Palace состоялась последняя выставка.

Был женат на пианистке Александре Николаевне Дерюжинской (ум. в 1956), от брака с которой имел дочь Наталью и сына Глеба Дерюжинского – в будущем легендарного американского фотографа моды, автогонщика и пилота. Овдовев, женился на поэтессе Наталье Семеновне Резниковой, приехавшей в США из Китая.

Представлен в Музее современного искусства и Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной портретной галерее в Вашингтоне, музеях Сан-Диего, Толедо, Питтсбурга и Филадельфии. В России представлен в Музее личных коллекций в Москве и в Объединенном музее писателей Урала в Екатеринбурге (портрет А. А. Ахматовой). В 2008–2009 работы были показаны на выставке «Американские художники из Российской империи» в Русском музее и Третьяковской галерее.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1913. Д. 139.

* ХН СССР 3/347; ХРЗ; AI 1/432, 2/386, 3/423, 4/362, 5/269, 6/347, 7/388, 17/179, 18/213, 19/291, 22/228; Fielding; WWAA 1937/145, 1947/137, 1966/110, 1980/966.

Кондаков С. Скульптор Г. В. Дерюжинский // Столица и усадьба. 1917. № 81/82. С. 14–15 (с ил.).

Новое русское слово (Нью-Йорк). 1934. 1 апр. (№ 7735).

Завалишин В. Выставка Глеба Дерюжинского // Новое русское слово. 1963. 8 ноября.

З-н В. [Завалишин В.] Скульптуры Глеба Дерюжинского // Новое русское слово. 1969. 21 марта.

Толщин А. Скульптор, живописец, рисовальщик // Русская мысль (Париж). 1972. 2 марта (№ 2884). С. 9.

Некрологи // Новое русское слово. 1975. 11 марта; 12 марта; 26 марта.

Голлербах С. Большой русский ваятель: (Скульптор Г. Дерюжинский) // Русская мысль (Париж). 1975. 5 июня (№ 3054). С. 10.

Резникова-Дерюжинская Н. Г. В. Дерюжинский // Новый журнал (Нью-Йорк). 1980. № 138. С. 87–100.

Голлербах С. На западной стороне // Новый журнал (Нью-Йорк). 1989. № 175. С. 154.

Заславский А. Глеб Дерюжинский: «Как меня учили – так и работаю» // НОМИ. 2003. № 3.

Голлербах С. О Глебе Дерюжинском // Голлербах С. Свет прямой и отраженный: Воспоминания, проза, статьи. СПб., 2003. С. 522-524.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 272.

Нарышкина-Булацель И. Глеб Дерюжинский (1888–1975) – к всемирной известности с Петербургом в душе // Наследие петербургской университетской культуры в Русском зарубежье. СПб., 2012. С. 49–63.

Голлербах С. Нью-Йоркский блокнот. Книга воспоминания. Нью-Йорк, 2013. C. 138‒141.

Springer N.-J. Derujinsky // The Studio. 1927. Vol. 94. P. 222–223.

Derujinskiy plus Simkhovitch School // Art Digest. 1938. Vol. 13, Oct. 1. P. 29.

Tarby N. [Natalie Tarby-Derujinsky]. Portraits by Gleb Derujinsky // National Sculpture Review. 1973/1974. Vol. 22. N 4. P. 17.

Giuliano G. Gleb Vladimirovič Derjužinskij // Russi in Italia.

Сочинения:

В Академии художеств // Новый журнал (Нью-Йорк). 1946. № 13. С. 281–293.

Воспоминания о Петербурге // Новый журнал (Нью-Йорк).1989. № 176. С. 191–214.

В Крыму // Новый журнал (Нью-Йорк). 1990. № 179. С. 239–254.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.03.2012