СОКОЛОВ Анатолий Александрович

Sokoloff Anatolio

А. А. Соколов

22 июня 1891 (Петергоф, под Санкт-Петербургом) –1971 (Сан-Франциско, США). Живописец.

Сын придворного чиновника Александра Николаевича Соколова, отвечающего за царскую охоту, и Александры Евстафьевны, урожд. Ольшанской. В семье, кроме Анатолия, были ещё два брата и сестра.

Закончил Николаевский кадетский корпус в Санкт-Петербурге, затем учился в Тверском кавалерийском училище. Военная карьера была семейной традицией. По окончании училища служил в Финляндском драгунском полку в Выборге. Одновременно вольнослушателем посещал занятия в Императорской Академии художеств; учился у Д. Н. Кардовского и Б. М. Кустодиева.

В начале Первой мировой войны был переведен в Гатчинскую военно-авиационную школу, где в 1915 стал летчиком-инструктором. Будучи в действующей армии, делал зарисовки, некоторые из которых публиковались в журнальных репортажах.

После Первой мировой войны вернулся в Петроград. Продолжил занятия живописью под руководством А. И. Савинова в Высшем художественно-техническом институте (реформированной Академии художеств); сам преподавал ученикам.

В марте 1932 был арестован и осуждён на 5 лет. Отбывал срок в Свирском исправительно-трудовом лагере в Ленинградской области. Освобождён досрочно в январе 1936 года, без права жить в крупных городах, в том числе в Ленинграде. Был направлен на жительство в Симферополь, где смог продолжить художественные занятия. В 1938 избран в руководство Союза художников Крыма. В 1939 в Симферополе участвовал в Выставке живописи, графики и скульптуры крымских художников, посвящённой 60-летию со дня рождения И. В. Сталина. Среди представленных им картин были: «Родина приветствует вождя», «Ходоки у Ленина», «Выборы в Верховный Совет Крымской АССР», «Бой у Юшуни», «Праздник урожая». В 1941 показал 7 работ на Всесоюзной выставке в Москве.

С началом Великой Отечественной войны оставался в оккупированном Симферополе. Во время бомбежки погибли все его картины. В 1942, воспользовавшись чужими документами, вместе с женой и сыном пересёк румынскую границу и через несколько месяцев попал в Швейцарию, а со временем поселился в Лихтенштейне.

После войны возобновил активную художественной деятельность, участвовал во многих выставках в Швейцарии, Австрии и Лихтенштейне. Специализировался на батальных картинах, работал успешно в портретном жанре. В 1946 написал портрет княгини Лихтенштейнской Георгины и был награждён соответствующим сертификатом. Был удостоен первыми премиями за картину «Вильгельм Телль» на выставке в австрийском г. Фельдкирхене (1947) и «Последние шаги по родной земле» на выставке в Инсбруке (1948).

В 1948 эмигрировал с семьей в Аргентину. В 1950-е создал цикл картин из истории Аргентины и жизни аргентинских ковбоев – гаучо.

В 1950 получил Большую золотую медаль Министерства образования Аргентины за картину «Переход через Анды», посвящённую генералу Хосе Сан-Мартину, национальному герою Аргентины, возглавившему борьбу за независимость от Испании. Картина демонстрировалась на выставке в Буэнос-Айресе, приуроченной к 100-летию со дня смерти генерала, и затем была приобретена Национальным музеем Хосе Сан-Мартина.

В 1953 по заказу Национального Конгресса Аргентины исполнил полотно «Генерал Хосе Сан-Мартин, освободитель» для главной палаты; в 1954 по заказу одной из галерей Буэнос-Айреса написал 4 стенных панно (3 х 17 м) на темы «Колумб открывает Америку», «Конкистадоры», «Порт Аргентины» и «Аргентина сегодня»; в 1958 – по заказу Министерства культуры и просвещения – картину «Армия генерала Бельграно переправляется через реку Парану».

В 1961 художник переехал в США в Сан-Франциско, где обнаружился его родной брат, которого он со времен Гражданской войны в России считал пропавшим без вести.

В последнее десятилетие жизни работал над циклом полотен, посвященных истории Америки: «Зимний поход генерала Джорджа Вашингтона» (1967), «Битва у Банкер-Хилла» (1964), «Парламентеры лорда Корнвалисса в штабе генерала Вашингтона» (1964), «Лексингтон» (1966) и др.

И в Европе, и в Аргентине, и в США значительное место в творчестве художника занимали темы российской истории и народной жизни: «Непобедимый Ленинград» (1945), «Взятие Измаила фельдмаршалом Суворовым» (1953), «Чаепитие в деревне» (1956), «Ярмарка» (1957), «Танцы в деревне» (1957), «Отдых на сенокосе» (1958), «Санкт-Петербург. Летний сад» (1968). Излюбленным его сюжетом была «русская тройка» («Куда несёшься ты, Россия?», 1949). С 1961 – член Союза русских художников в Сан-Франциско (ARAS), с 1965 – его председатель.

Представлен в музеях и частных коллекциях Германии, Румынии, Австрии, в Rivadavias Gallery и Музее Генерала Хосе Сан-Мартина в Буэнос-Айресе, в галереях Jamison и Maxwell в США.

В 1987 наследники художника передали в дар Государственной Третьяковской галерее картину «Взятие Измаила фельдмаршалом Александром Суворовым» (с 2004 ‒ в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова в Санкт-Петербурге), а в 2001 Государственному Историческому музею ‒ портрет Кончиты Аргуэльо, возлюбленной русского командора Николая Резанова («В ожидании», 1961). В 1990 эскиз его картины «Русские купцы торгуют с индейцами в крепости Форт-Росс» (1962) был преподнесен в дар М. С. Горбачёву от штата Калифорния.

В России мемориальные выставки состоялись в Петергофе (1990, Музей семьи Бенуа; устроена сыном художника Игорем и его женой) и Хабаровске (1994, 1997).

Библиография:

* Незабытые могилы.

Осипов М. 68000 посетителей выставки «Крымхудожники» // Красный Крым. 1939. 30 октября.

Глаголев А. Художники Крыма – к 60-летию товарища Сталина // Красный Крым. 1939. 30 декабря.

Финляндские драгуны. Воспоминания. Сан-Франциско. 1959. С. 9, 193, 204, 206, 208, 216, 274, 276, 278, 294.

Савинов А. И. Письма, документы, воспоминания. Л., 1983. С. 72, 73, 99.

Матюхин П., Щеглова Н. Мы были в гостях у сказки // Голос Родины. 1987. № 47. С. 14–15.

Щеглова Н. Сохранить для потомков. 1988. С. 153-163.

Щеглова Н. Русская Америка. 1993. С. 19.

Анатолий Соколов / Вступ. ст.: Орлова Е., Порошина Н. Государственный исторический музей. М., 2001.

Лысенко Л. Сто тысяч миль по морям и судьбам. М., 2004. С. 222-225.

Igor Sokoloff. Anatolio A. Sokoloff. 1891 –1971. San-Francisco, 2012.

Библиотека
сайта:
Сайты:
География:
Составители:
Благодарности:

Игорю Анатольевичу Соколову (Сан-Франциско, США) за предоставленные материалы и фотографии.

Дата ввода:

21.12.2016