МОЛ Лео (Молодоженин, Молодожанин Леонид)
MOL Leo
15 января 1915 (дер. Полонное, Волынская губерния, ныне Хмельницкая область, Украина) ‒ 4 июля 2009 (Виннипег, Канада). Скульптор, витражист, живописец.
Сын гончара Григория Кирилловича и Ольги Васильевны Молодожениных. Во время Первой мировой войны семья была переселена в Сибирь. В 1921 отец получил работу на фарфоровой фабрике в Красноярске. В 1929 Молодоженины переехали в небольшое село в Кабардино-Балкарии, затем в Нальчик.
В начале 1930-х уехал в Ленинград, где работал художником-оформителем. Учился в вечерней художественной школе, затем в школе молодых дарований при Всероссийской Академии художеств вместе с будущими известными скульпторами Львом Кербелем и Михаилом Аникушиным.
Первые скульптурные работы сделал в Нальчике, находясь там в отпуске. Приблизительно в 1935 поступил в Академию художеств в Ленинграде, в класс скульптора Матвея Манизера. Во время учебы создал бюст П. И. Чайковского, который был растиражирован в СССР, и скульптуру А. П. Бородина, выставленную в холле Ленинградской консерватории.
Существует несколько версий судьбы Леонида Молодоженина во время войны. Одна из них говорит о том, что он был угнан на работы в Германию; другая ‒ он был призван в Советскую Армию и попал в Грозненское пехотное училище, в составе курсантского полка был направлен в Сталинград и оказался в числе без вести пропавших. Известно, что в военные годы он работал в Берлине ассистентом скульптора Фрица Климша. В 1943 женился на Маргарет Шолтс. К концу войны с женой перебрался в Голландию, где принял короткую вариацию имени и фамилии ‒ Лео Мол. Учился в Королевской Академии искусств в Гааге, брал уроки у мастера по витражам.
В 1948 с женой эмигрировал в Канаду. Поселился в Виннипеге (провинция Манитоба), где прошел путь от местного керамиста до известного скульптора.
Автор более сотни скульптурных портретов, в том числе выдающихся канадских деятелей, статуй женщин в жанре «ню», анималистических скульптур, рельефов. Исполнил десятки витражей в церквях провинции Манитоба, наиболее известными из которых являются изображение Тайной вечери в Вествортской объединенной церкви и 16 сцен из украинской истории в Кафедральном соборе святых Владимира и Ольги. Создал несколько памятников Тараса Шевченко ‒ в Виннипеге (1961), Вашингтоне (1964, победитель международного конкурса), Буэнос-Айресе (1971), Прудентополисе (Бразилия, 1989), Санкт-Петербурге (статуя подарена городу в 1993, памятник установлен в декабре 2000), Оттаве (2011), Ивано-Франковске (Украина, 2011). Писал пейзажи.
В 1990 скульптор пожертвовал собрание своих произведений городу Виннепегу. Более 300 работ выставлено в одном из садов парка Ассинибойн в Виннипеге, который теперь носит его имя (Leo Mol Sculpture Garden).
Член Королевской Академии и ассоциации скульпторов Канады. Удостоен самой высокой награды страны ‒ ордена Канады. Имеет множество медалей художественных ассоциаций других стран. Столетний юбилей скульптора отмечался на Украине на государственном уровне.
В течение многих лет Лео Мол скрывал ряд фактов своей биографии и обстоятельства эмиграции, опасаясь скомпрометировать своих родственников в СССР. В 1991 он встретился с младшей сестрой Ниной, которая проживала в Иркутске. От нее он узнал, что его отец был репрессирован и умер в тюрьме; брат был арестован после войны и вернулся домой только в 1953, умер в 1978; мать вместе с Ниной были сосланы после войны на поселение в Иркутскую область. В 1995 о жизни и творчестве скульптора был снят документальный фильм «Лео Мол в свете и тени», где представлена одна из версий его судьбы.
Библиография: |
† Архив и специальные коллекции Университета Манитобы, Канада (F. S. Manor «The Saga of Leonid Molodoshanin», статья; не опубликована; Leo Mol: J. Shen «Sculptor and Artist of Canada», биография художника; не опубликована). Duval P. Leo Mol Sculpture Garden. Altona, Manitoba, 1993. Степовик Д. Скульптор Лео Мол: Життя i творчiсть. Киïв, 1995. Лакман М. Фантазии Лео Мола // Золотая палитра. 2015. № 1 (12). |
Произведения: | |
Приложения: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Джеймсу Каминовскому, архивисту и библиографу славянской литературы архива и специальных коллекций университета Манитобы (Виннипег, Канада); Н. И. Емельяненко, старшему научному сотруднику Национального музея Кабардино-Балкарской автономной республики (Нальчик, Россия) за предоставленные материалы. |
Дата ввода: |
15.04.2016 |