АНРЕП Борис Васильевич

Anrep B.

Б. В. Анреп

15/27 сентября 1883 (С.-Петербург) – 7 июня 1969 (Лондон). Художник-мозаичист, поэт.

Из эстляндско-шведского рода служившего в России со времен Северной войны. Сын профессора медицины Василия Константиновича фон Анрепа (1852–1927) – основателя и первого директора Женского медицинского института в Петербурге (в дальнейшем 1-й Медицинский институт). Брат физиолога Глеба Васильевича Анрепа (1889–1955). Учился в гимназиях Петербурга и Харькова, в частных школах Англии. В 1902 поступил в Императорское училище правоведения, по его окончании в 1905 – на 4-й курс юридического факультета С.-Петербургского университета. После сдачи государственного экзамена был оставлен при университете для подготовки к званию магистра. В 1906–1907 служил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Драгунском полку, уволился в запас в чине прапорщика. В студенческие годы подружился с Д. С. Стеллецким и под его влиянием решительно изменил свои интересы. Занялся лепкой и рисованием, стал изучать историю искусства, увлекся мозаикой. Вместе со Стеллецким совершил поездку по Италии и Франции.

В 1908, оставив университет, отправился в Париж и окончательно решил посвятить себя искусству. До начала Первой мировой войны жил во Франции и Великобритании. Занимался в парижской академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса, посещал свободные академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Изучал мозаику на парижской фабрике Эбеля, в Греции и Турции (1910). В 1910 девять месяцев провел в Эдинбурге, продолжая обучение в Колледже искусств в Эдинбурге. Круг его друзей составляли художники – француз Пьер Руа, англичане Генри Лэм и Огастес Джон, критик Роджер Фрай. В 1912 приезжал в Петербург и Москву, чтобы отобрать работы для отдела русских художников на Второй постимпрессионистской выставке «Британские, французские и русские художники», устроенной Р. Фраем в Лондоне. Отобрал для выставки работы Д. С. Стеллецкого, Н. К. Рериха, М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой и др. (работы двух последних опоздали на выставку), показал 6 своих работ. В 1913 провел персональную выставку живописи, рисунков и мозаики в лондонской галерее Chenil. В 1912–1914 публиковал в журнале «Аполлон» статьи по искусству. Писал стихи на русском и английском языках и издал в Лондоне первую книгу своих сочинений (1913).

С началом войны вернулся в Россию, был призван в армию, участвовал в военных действиях в Галиции и Закарпатье. Весной 1915, в однин из приездов в Петербург, в доме своего гимназического друга – поэта и критика Н. В. Недоброво – познакомился с А. А. Ахматовой, которая в дальнейшем адресовала ему более 30 стихотворений, вошедших в книги «Белая стая» и «Подорожник». В начале 1916 был командирован в Англию для прохождения артиллерийского курса, после чего остался работать в Лондоне в Русском правительственном комитете по снабжению армии. Последний раз побывал в России в конце 1916 - марте 1917.

В 1917–1926 жил в Лондоне. В эти годы получил признание как художник-мозаичист. Создавал произведения на религиозные и современные светские сюжеты. Стилистически опирался на византийскую традицию, стремился более к монументальности, чем к декоративности.

В числе работ этого периода: «Видение св. Иоанна» в поминальной часовне церкви Королевского военного колледжа в Сандхёрсте (1921–1922), серия напольных панно «Ежедневная жизнь светской леди» для лондонского дома сэра Вильяма и леди Лесли Джоуитт (1922, ныне в Художественной галерее Бирмингема), мозаики на тему «Пословиц Ада» У. Блейка для галереи Тейт (1923), портрет примаса ирландской церкви Оливера Планкетта в капелле Св. Патрика и Ирландских святых Вестминстерского собора – главного римско-католического храма Великобритании (1924). Выставлял мозаики и живопись на выставках художественного объединения «Лондонская группа» (1919, 1920 и 1923; член группы с 1919) и в Новом Английском художественном клубе.

В 1926 перехал в Париж. Работал в мастерской на бульваре Араго, 65 (сохранял мастерскую до 1965). Часто бывал в Англии, где в основном получал заказы. С 1931 мастерской руководил его помощник Л. В. Инглези. В начале немецкой оккупации Франции бежал в Лондон, служил на радиостанции агентства Рейтер, прослушивая русский эфир. Мастерская в Хэмпстеде была разрушена при бомбежке. В 1945 вернулся в Париж и продолжил работу над мозаиками.

В 1928–1952 работал над своим главным художественным произведением – напольными мозаиками для вестибюля Национальной галереи в Лондоне. Пятьдесят мозаичных картин представляют собой четыре аллегорических цикла, три из которых иллюстрируют различные стороны современного бытия – «Труды жизни» (12 картин, западный вестибюль, завершен в мае 1928), «Удовольствия жизни» (12 картин, восточный вестибюль, завершен в ноябре 1929) и «Современные добродетели» (15 картин, северный вестибюль, 1952), четвертый – «Пробуждение муз» (11 картин, площадка на главной лестнице, 1933) – изображает Аполлона и Бахуса, окруженных 9 музами. В последних двух циклах представлены портреты выдающихся британцев: У. Черчилля («Вызов»), физика Э. Резерфорда («Любознательность»), балерины Марго Фонтейн («Наслаждение»), поэта Т. С. Элиота («Отдохновение»), философа Б. Рассела («Ясность»), астрофизика Ф. Хойла («Поиск»), писательницы В. Вульф (муза Клио), писателя О. Ситвелла (Аполлон), – а также портреты друзей и покровителей художника. В аллегории добродетели «Сострадание» – портрет А. А. Ахматовой, рядом – автопортрет в мозаике «Здесь я лежу», изображающей будущую могилу художника.

Исполнил напольные мозаики на тему английских монет для Банка Англии (1927–1932), мозаики в сводах греческой церкви св. Софии в Лондоне (1928), изображения св. Патрика (1949) и св. Анны (1953–1954; по предположению К. Кейли – другой портрет Ахматовой) для собора в ирландском городе Маллингар, для частных домов в Англии, Шотландии и Ирландии.

С конца 1950-х постоянно жил в Лондоне. В 1956–1962 был занят последней крупной работой – мозаикой в капелле Святого Таинства Вестминстерского собора. Похоронен в загородном поместье своей последней спутницы Мод Рассел – Моттисфонт-Эбби в графстве Хэмпшир.

Был дважды женат. Первая жена – Юния Хитрово (в браке 1908–1914), вторая – англичанка Хелен Мэйтленд (Helen Maitland, в браке 1918–1926), от нее имел двоих детей.

В 1965 встречался с Ахматовой во время ее приезда в Париж. Написал о ней воспоминания, опубликованные, по завещанию, после его смерти.

Образ Анрепа возникает в фильмах «Луна в зените» (2007, реж. Д. Томашпольский) и «Татарская княжна» (2008, реж. И. Квирикадзе), посвященных А.А. Ахматовой. Он упоминается в «Дневниках Вирджинии Вулф (был близок с ее подругой писательницей Оттолин Моррелл, которая исполнила несколько его фотопортретов) и стал прототипом художника Гомбо в романе Олдоса Хаксли «Желтый Кром» (1921).

Библиография:

* ХРЗ; AI 1/35, 2/34, 4/34, 8/36.

Струве Г. Б. В. Анреп // Русская мысль. 1969. 26 июня (№ 2744). С. 10.

Виленкин В. Воспоминания с комментариями. М., 1982. С. 416–418.

Струве Г. П. Анна Ахматова и Николай Недоброво // Ахматова А. А. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Париж, 1983. С. 374–427.

Струве Г. П. Ахматова и Борис Анреп // Там же. С. 428–438.

Тименчик Р. Д. Б. В. Анреп // Русские писатели 1800–1917: Библиогр. словарь. Т. 1. М., 1989. С. 90.

Из ахматовских материалов в архиве Гуверовского института / Публ. Л. Флейшмана // Ахматовский сбор-ник 1 / Сост. С. Дедюлин и Г. Суперфин. Русская библиотека Института славяноведения. Т. 85. Париж, 1989. С. 165–193.

Казнина О. А. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой половине ХХ века. М., 1997. С. 226–240.

Фарджен А. Приключения русского художника. Биография Бориса Анрепа. СПб., 2003.

Зиновьева Е. Загадочный Анреп // Нева. 2006. № 10. С.

Works by B. V. Anrep / Foreword by Roger E. Fry: [Catalogue]. The Chenil Gallery. London, 1913.

Fry R. Modern Mosaic and Mr. Boris Anrep // The Burlington Magazine. 1923. Vol. 42, N 243, June. P. 272–278.

Furst H. The Boris Anrep Pavement in the National Gallery // Apollo. 1929. Vol. 9. P. 158–161.

Maccoll R. Modern Life in Mosaic: Boris Anrep at the National Gallery // The Studio. 1930. Vol. 99. P. 128–135.

J. R. Mr. Boris Anrep (Obituary) // The Times (London). 1969. June 6. P. 10.

Boris Anrep (1883–1969). A Loan Exhibition: [Catalogue]. Edward Harvane Gallery. London, 1973.

Morhange A. Boris Anrep: The National Gallery Mosaics. London: National Gallery, 1979.

Deacon J. Art under your feet: Boris Anrep, mosaic artist. London, 1980

Kelly C. Anna Akhmatova and Boris Anrep: An Afterword // Irish Slavonic Studies. 1995 (1996). N 16. P. 1–30.

Сочинения:

Беседы о живописи // Аполлон. 1912. № 9. С. 18–24.

По поводу лондонской выставки с участием русских художников // Аполлон. 1913. № 2. С. 39–48.

Беседы о живописной технике // Аполлон. 1914. № 1/2. С. 76–91.

Беседы о живописном мастерстве // Аполлон. 1914. № 8. С. 32–51.

Человек [Поэма] // Альманах муз. Пг., 1916.

Борис Анреп: О черном кольце // Ахматова А. А. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Париж, 1983. С. 429–465.

Beauty and the Beast // The New Age (London). 1918. January 31. P. 267–268.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

10.12.2011