АРОХ Арье (собств. Нислевич Лёва)

Arokh, Arje

А. Арох. Фото 1942.

Ноябрь 1908 (Харьков) – 15 октября 1974 (Иерусалим). Живописец, художник театра и дипломат.

Младший из троих детей Хаима Нислевича, преуспевающего торговца и участника сионистского движения. Мать – Ревека Шуламит. В детстве получил светское образование, занимался музыкой, сочинял стихи, рисовал.

В 1924 с родителями и сестрой эмигрировал в Палестину. В 1925–1926 учился в Школе искусств и ремесел «Бецалель» у А. Френкеля (Френеля); среди его преподавателей были также художник Шмуэль Бен-Давид, эмальер Аарон Шауль Шор и керамист Яков Айзенберг. Тогда же подружился с Хаимом Гликсбергом, под руководством которого изучал живопись. В 1926 учился в гимназии Герцлия в Тель-Авиве, где получил прозвище Арох («длинный»), которое позже принял в качестве фамилии. В 1929–1930 изучал архитектуру в Технионе. В 1932 недолго посещал студию Иосифа Зарицкого. В 1932 стал членом Ассоциации художников и скульпторов и принял участие в ее выставке.

В 1934–1936 жил в Париже. Посещал академию Ф. Коларосси и некоторое время брал уроки у Фернана Леже. В эти годы испытал влияние Парижской школы. Писал картины в экспрессионистической манере, со временем обратился к фольклорным мотивам, создал собственный стиль, основанный на использовании буквенных и графических знаков, декоративных мотивов.

По возвращении в Палестину некоторое время работал геодезистом, не оставляя занятий искусством. В 1938–1939 жил в Амстердаме. В эти годы испытал влияние Ван Гога. В январе 1939 провел персональную выставку в галерее «Санта Ландвер». В 1939 вернулся в Тель-Авив и представил свою персональную выставку в галерее «Кац».

В 1940-е создал много пейзажей в Зихрон-Яакове и Хайфе, где с перерывами до 1946 отбывал службу в британской армии. В эти годы участвовал во многих групповых выставках в Палестине. В 1942 стал лауреатом премии для молодых художников имени Меира Дизенгофа. Тогда же создал костюмы для первого израильского военного оркестра.

В 1943 женился на Деборе Кениг. В 1946 они поселились на улице Ха-Яркон 120, в Тель-Авиве, где устроили небольшую студию во дворе.

В 1948, вместе с И. Зарицким, А. Стемацким, И. Штрейхманом и др. был в числе основателей группы «Новые горизонты», которая ставила перед собой задачу освободить израильскую живопись от налета провинциализма и тематического буквализма, вывести ее на уровень современного европейского искусства.

В 1950–1970-е состоял на службе в Министерстве иностранных дел. В 1950–1953 – второй, затем первый секретарь посольства Израиля в Москве. В эти годы встречался с оставшимися в России родственниками, написал ряд полуабстрактных пейзажей Москвы, в том числе картину «Собор Василия Блаженного» (1951). В 1951 в Москве родился сын – Йонатан Арох.

В 1953, после разрыва дипломатических отношений с СССР, вернулся в Израиль. В 1955 провел персональные выставки в Доме инвалидов школы «Бецалель» в Иерусалиме и в Художественном музее Тель-Авива (его картина «Автобус в горах» была приобретена музеем и получила премию Дизенгофа).

В 1956–1959 служил посолом Израиля в Бразилии, в 1959–1963 – в Швеции. В Стокгольме был впечатлен выставлявшимися там работами Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса, что наложило отпечаток на его дальнейшее творчество.

В 1963 вернулся из Швеции и поселился в Иерусалиме. Был назначен начальником Департамента по культурным связям при Министерстве иностранных дел (прослужил в этой должности до своей отставки в 1971).

В поздний период обратился к геометрической абстракции. В ряде произведений использовал формы детских рисунков. В начале 1960-х создал серию картин «Цакфер», в основе которой лежал мотив сапога с провинциальной вывески. В течение 1960-х создал серию по мотивам Пятикнижия. В 1964 представил 34 картины, исполненные масляной пастелью, в израильском павильоне Венецианской бьеннале. В 1968 его выставка прошла в Музее Израиля в Иерусалиме; музей присудил ему престижную премию Сандберга. В 1971 он был удостоен Государственной премии Израиля в области живописи.

В последние годы разрабатывал два монументальных проекта, оставшихся неосуществленными – гобелен для Дома воина в Афеке и барельеф для библиотеки Еврейского университета.

Библиография:

* РЗФ.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

02.11.2012