АРОНСОН Наум Львович

Aronson N.

25 декабря 1872 / 6 января 1873 (Креславка, Витебская губ., ныне Краслава, Латвия) – 30 сентября 1943 (Нью-Йорк). Скульптор.

Вырос в хасидской семье, начальное образование получил в хедере. В 1889–1891 учился в Виленской рисовальной школе у И. П. Трутнева. По окончании школы не был принят в ИАХ и уехал в Париж. Учился в Национальной школе декоративных искусств у проф. Г. Лемэра и в академии Ф. Коларосси. Работал каменотесом в скульптурных мастерских. В 1894 вернулся в Россию для отбытия воинской повинности и пробыл там до начала 1896. Получив по жребию освобождение от воинской службы, вновь отправился в Париж. Терпел крайнюю нужду, прежде чем был замечен критикой и стал получать художественные заказы.

В 1898 стал членом салона Национального общества изящных искусств, выставлялся в других салонах Парижа, в берлинском Сецессионе и галереях Лондона. В 1900 получил 2-ю золотую медаль на парижской Всемирной выставке, в 1905 – золотую медаль на Международной выставке в Льеже.

В 1900–1910-е создал скульптурные портреты В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Данте, К. Маркса, С. Боливара, памятник-бюст Л. Бетховену (бронза, 1906; установлен в Бонне, на родине композитора); скульптурные фонтаны в Париже, Берлине и Гедесбурге (близ Бонна); работал над Триумфальной аркой в память англо-бурской войны для Иоганнесбурга; исполнил символические и жанровые скульптуры: «Скорбь», «Заря», «Задумчивость», «Аврора», «Мыслитель», «Горе», «Мальчик-забияка», «Пролетарий», «Офелия», «Колыбель любви». Многие работы посвящены еврейской теме: фигуры «Моисей», «Пророк», «Вечный жид», «Погром», группа «Бар-Мицва», скульптура «Киддушха-Шем» – в память жертв кишиневского погрома. Участвовал в работе Объединения русско-еврейской интеллигенции в Париже.

В 1901 посетил Ясную Поляну, где создал бюст Л. Н. Толстого и около 60 его портретов карандашом. В 1902 показал около 60 произведений на Весенней выставке в залах ИАХ. Исполнил конкурсные проекты памятников М. И. Глинке для Петербурга (1903) и Александру II (1909) для Петербурга и Киева. Создал портреты И. С. Тургенева, А. А. Фета, М. Г. Савиной, бюст Григория Распутина (1915), монументальную скульптуру «Россия 1905 года» и др. Исполнил памятник-бюст В. Ф. Комиссаржевской (мрамор, 1912; в 1914 установлен в фойе Александринского театра, ныне в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге). Участвовал в петербургских выставках: Нового общества художников (1904; член-учредитель общества), «Салон» С. К. Маковского (1909), ТПХВ (43-я, 1915), Товарищества независимых (1916), Еврейского общества поощрения художеств (1916; член-учредитель и член правления общества) и др. В феврале 1914 провел персональную выставку в Музее ИАХ. В том же году стал действительным членом московского Литературно-художественного кружка. В 1904 его портрет написал Б.М. Кустодиев.

В 1909 под влиянием нападок черносотенной прессы был, как иудей, выслан из Петербурга, куда приехал для работы над конкурсным проектом памятника Александру ΙΙ. Позднее Высочайшим повелением ему было разрешено проживать в России повсеместно, однако от участия в конкурсах он отказался, мотивируя это невозможностью рассчитывать на справедливый художественный суд.

В 1917–1922 по заказу французского правительства исполнил более десяти бюстов Л. Пастера, которые были установлены к 100-летию ученого в саду Пастеровского института в Париже (25 мая 1923), в Токио, Брюсселе, Сайгоне, Ханое и Ленинграде (НИИ микробиологии им. Пастера). Создал скульптурный ансамбль фонтана на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В мае 1926 провел ретроспективную выставку в парижской галерее Decour. Был награжден орденом Почетного легиона (1924, с 1938 – офицер Почетного легиона).

В 1920-е сочувственно относился к Советской России. Участвовал в 1-й выставке скульптуры в Петрограде (1922) и 1-й выставке Объединения художников им. И. Е. Репина в Москве(1927). В 1925–1926 исполнил в мраморе бюст В. И. Ленина и привез работу в СССР (местонахождение неизвестно; в 1957 вдова скульптора подарила Центральному музею В. И. Ленина в Москве второй вариант бюста, исполненный в начале 1930-х). Трижды (в 1934, 1935 и 1938) посетил СССР, работал над скульптурами «Ударник» и «Ударница» для московского метрополитена (установлены не были). Сотрудничал в левых парижских изданиях «L’Humanité» и «Le Monde». Участвовал в Выставке русского искусства в галерее d’Alignan (1931).

В 1920–1930-е был тесно связан с еврейскими организациями в Париже. Экспонировал работы на Выставке еврейских художников и скульпторов (1924). Участвовал в благотворительных акциях (Палестинский бал, 1932), председательствовал на общественных собраниях (вечер памяти И.-Б. Рыбака, 1935), возглавлял Союз литовских евреев (с 1931), входил в Комитет по созданию в Париже постоянно действующего Еврейского авангардного театра «Пиат» (1938), читал лекцию об истоках еврейского искусства в Еврейском народном университете (1939). Исполнил памятник на могиле еврейского писателя и драматурга С. С. Юшкевича на кладбище Банье в Париже (1928).

В 1940 выехал из оккупированной Франции в Португалию, избежав участи родных, погибших в варшавском гетто. С 1941 жил в США. В 1988 на доме в Краславе, где родился скульптор, была установлена мемориальная доска.

Библиография:

* Булгаков; ЕЭ 3/181–184; ХН СССР 1/97; ХРЗ; AI 2/92.

Брешко-Брешковский Н. Н. Русские художники в Париже: Наум Аронсон // Огонек. 1903. № 34. С. 265–267.

Высылка скульптора Аронсона // Русские ведомости. 1909. 15 дек.

Беглый скульптор // Киевская мысль. 1909. 17 дек.

За неимением права жительства // Киевские вести. 1909. 17 дек.

Современный Петербург с художественной точки зрения: Беседа со скульптором Н. Л. Аронсоном // C.-Петерб. газета. 1913. 19 сент.

Новые скульптуры русского парижанина Аронсона // Огонек. 1913. № 38. С. 8.

Скульптура Аронсона // Огонек. 1914. № 6. С. 13.

Бернштейн Л. Скульптор Аронсон // Нива. 1914. № 8. С. 155–157.

Современная русская скульптура: Альбом «Солнца России». Пг., 1915.

Vitry P. Наум Аронсон // Жар-птица. 1926. № 14. С. 17–22.

Лаховский А. Наум Аронсон // Рассвет. 1932. № 40. С. 7.

Вишницер-Бернштейн Р. Наум Львович Аронсон // Еврейский мир. Сб. II. Нью-Йорк, 1944.

Новое русское слово. 1946. 27 сент. (№ 12570).

Долинский М., Черток С. Ленин в красном мраморе // Москва. 1964. № 4. С. 161–167.

Аронсон Л. Портрет из красного мрамора // Работница. 1968. № 4. С. 14–15.

Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 224–230.

Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX–начала XX века. ГТГ: Каталог / Под ред. М. М. Колпакчи. М., 1977.

Л. Н. Толстой и художники. Толстой об искусстве: Письма, дневники, воспоминания. М., 1978. С. 143, 298–302.

В. Шлеев. Парижский скульптор Наум Аронсон и его связи с художе-ственной жизнью России // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 1. Иерусалим, 1992. С. 421-435.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 118–119 (илл.).

Naum Aronson. Sculpteur / Text par C. de Danilowitcz. Paris, 1911.

Vitry P. Naum Aronson //Art et Décoration. 1912. Vol. 31, Jan. P. 25–36.

Naum Aronson. Statuaire / Texte par P. Léon. Paris, 1926.

Glants M. Naum Aronson // Experiment: A Journal of Russian Culture. 1995. Vol. 1. P. 7–10.

Соч.:

О себе и современной скульптуре // Искусство и печатное дело. 1910. № 6/7. С. 248–259.

Письмо скульптора Аронсона // Одесские новости. 1911. 3 июля.

Письмо скульптора Аронсона // Одесский листок. 1911. 3 июля.

Моя жизнь // Аргус. 1914. № 15. С. 321–330.

Единственная встреча // В. И. Ленин в зарисовках и воспоминаниях художников. М.; Л., 1928. С. 86–89.

Письмо скульптора Аронсона // Труд. 1935. 5 мая.

Штрихи великого образа // Вопросы литературы. 1965. № 5. С. 249–253.

About My Childhood. Portraits of My Family. My Home // Experiment: A Journal of Russian Culture. 1995. Vol. 1. P. 11–24.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

17.12.2011