БЕРМАН Евгений (Эжен) Густавович
Berman E.
4 ноября 1899 (С.-Петербург; по другим данным Москва) – 12 декабря 1972 (Рим). Живописец, график, сценограф, коллекционер.
Сын банковского служащего Густава Лазаревича Бермана и Лидии Борисовны Манасевич. Брат художника Леонида. Рано лишился отца (1906) и воспитывался в доме отчима – петербургского банкира и коллекционера Ефима Григорьевича Шайкевича (1848–1928). Получил домашнее образование. В 1908–1914 жил с семьей в Швейцарии, Франции и Германии. В 1914–1918 занимался в частных студиях художника П. С. Наумова и архитектора С. Н. Грузенберга в Петрограде.
В 1918 был арестован и два месяца провел в тюрьме. После освобождения эмигрировал с семьей в Финляндию, затем в Англию; в 1919 обосновался в Париже. Занимался в академии П. Рансона у М. Дени, Ф. Валлотона, Э. Вуйара. С 1921 делил с братом и художником Кристианом Бераром одну мастерскую, устроенную в доме родителей на авеню Малакофф. В 1922 путешествовал с ними по Италии, посетил Виченцу, Верону, Падую, Венецию, Феррару, Мантую и Рим. В 1923 побывал в Тоскане, в 1924 –на Сицилии, в Неаполе, Риме и Тиволи, где проводил все дни на Вилле Адриана. Увлекался архитектурой Возрождения и барокко. Работал над проектами совместно с итальянским архитектором Э. Терри. Писал импрессионистские пейзажи и интерьеры. Во время очередной поездки в Италию в 1925 познакомился с Григорием Шилтяном и Павлом Муратовым.
Выставлялся в парижских салонах: Осеннем и Независимых (1923–1925), Тюильри (1925–1927). В 1926 вместе с Леонидом, П. Ф. Челищевым, К. Бераром и другими соучениками по академии Рансона участвовал в выставке в галерее Druet, положившей начало «нео-гуманистическому» или «неоромантическому» (по определению критика В. Жоржа) направлению в живописи. Вторая выставка группы состоялась в 1927 в галерее Pierre (Loeb). Познакомился с Гертрудой Стайн, Ж. Кокто, Б. Кохно и Дж. де Кирико, который оказал на него сильное влияние. Излюбленной темой картин стали загадочные пейзажи, вымышленные руины, архитектурные фантазии.
Провел персональные выставки в парижских галереях: К. Granoff (1927), de l’Étoile (1928), J. Bonjean (1929, 1932), Quаtre Chemins (1931), P. Kohl (1933) и др. Совместно с русскими художниками-эмигрантами участвовал в выставках: «Современное французское искусство» в Москве (1928) и в Ретроспективной выставке русской живописи XVIII–ХХ вв. в Праге (1935), в парижских выставках «Человеческое лицо» в галерее L’Époque (1932), русского искусства в галерее La Renaissance (1932), «Новое поколение» в галерее Jean Bon Jean. (1932). В 1930 участвовал в XVII Международной венецианской бьеннале. С 1932 в течение 15 лет проводил персональные выставки в нью-йоркской галерее J. Levy.
Работал в Париже, Версале и на юге Франции, неоднократно ездил в Италию. В 1935–1936 впервые побывал в США. Расписал интерьеры домов для коллекционеров Дж. Соуби (James Thrall Soby) и Ж. Леви (J. Levy) в Нью-Йорке, оформил музыкальный фестиваль в Хартфорде, шт. Коннектикут (1936). Исполнил несколько обложек для журналов «Town and Country», «Vogue» и «Harper’s Bazaar» (1935–1943). В 1938 путешествовал по Калифорнии, исполнил стенную роспись для дома коллекционера и мецената Райта С. Лудингтона (Wright Ludington) в Санта-Барбаре. В 1939 поселился в США, в 1944 получил американское гражданство. Продолжал писать картины, создал серию пейзажей в поездках по Мексике (1947, 1949). В 1941 провел ретроспективные выставки в Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Портленде и Канзас-Сити, в 1947 – в Музее современного искусства в Нью-Йорке. С 1948 выставлялся в нью-йоркской галерее Knoedler.
В 1937 исполнил первую работу для театра — декорации к «L'Opéra de quat'sous» («Трехгрошовая опера») Б. Брехта — К. Вейля в парижском Théâtre de l’Étoile. Затем работал в основном над балетными спектаклями в Европе и США. Сотрудничал с хореографами С. Лифарем («Icare» / «Икар», Ballet Russe de Monte Carlo, Drury Lane Theatre, 1938), Ф. Аштоном («Devil´s Holiday» / «Праздник дьявола» В. Томмазини, Ballet Russe de Monte Carlo, Метрополитен-опера, 1939), Д. Лишиным («Итальянская симфония» на муз. Ф. Мендельсона, 1940; «Les mirages» / «Видения», 1942 — оба Ballet Russe du Colonel de Basil, не осуществлены), Дж. Баланчиным («Concerto Barocco» / «Кончерто барокко» на муз. И. С. Баха, American Ballet, Нью-Йорк, 1941; «Le Bourgeois Gentilhomme» / «Мещанин во дворянстве» на муз. Р. Штрауса, 1944; «Canses Concertantes» на муз. И. Ф. Стравинского, 1944 — оба Ballet Russe du Colonel de Basil; «Ballet Imperial» на муз. П. И. Чайковского, Saddler’s Wells Ballet, Лондон, 1950), А. Долиным («Giselle» / «Жизель» А. Адана, Ballet Thatre, Нью-Йорк, 1946). В 1950-е оформлял оперные постановки в Метрополитен-опера: «Rigoletto» («Риголетто», 1951) и «The Power of Fate» («Сила судьбы», 1952) Дж. Верди, «Il Barbiere di Siviglia («Севильский цирюльник», 1954) Дж. Россини, «Don Giovanni («Дон Жуан», 1957) В.-А. Моцарта и др. В 1954 был избран членом американской Национальной академии дизайна.
В 1949 женился на актрисе Оне Мансон (Ona Munson урожд. Owena Wolcott; 1910–1955), известной по роли Беллы Уотлинг в фильме «Унесенные ветром». В начале 1950-х несколько раз приезжал в Италию. В 1955, после самоубийства жены (причиной было расстройство здоровья) окончательно поселился в Италии. Жил в Риме во дворце принцев Дория Памфили, где разместил библиотеку и коллекцию этрусского, греческого и доколумбийского искусства Америки. В 1956 выпустил альбом рисунков «Воображаемые прогулки по Италии».
В 1957 объявил о завершении своей работы в театре, занимался только живописью. Характерные для этого периода картины: «Римские колонны и саркофаг» (1958), «Вид воображаемого амфитеатра» (1959), «Мертвый город» (1962), «Арабское кладбище» (1964). В 1963 вернулся к театру с постановкой «Отелло» Дж. Верди в Метрополитен-Опера. В том же году возобновил американское гражданство и стал членом Американской академии искусств и словесности. Последняя театральная работа – декорации к балету «Пульчинелла» (балетм. Дж. Баланчин) для фестиваля И. Ф. Стравинского в Нью-Йорке, состоявшегося после смерти композитора (1972).
Персональные выставки состоялись в Риме (галереи L'Obelisco, 1949, 1959; San Marco, 1959; Galleria 88, 1962; La Medusa, 1969), Турине (галереи Galatea, 1959, Il Fauno, 1968, Galleria d'arte Davico, 1971), Милане (Galleria del disegno, 1960; галерея Iolas, 1968), Специи (1970), Болоньи (1970), Парме (1971). Последняя прижизненная выставка прошла в декабре 1972 в галерее Santa Croce во Флоренции.
Похоронен рядом с женой на кладбище Ferncliff в Хартсдэйле, шт. Нью-Йорк.
Представлен во многих музеях США и Западной Европы, в том числе в Музее современного искусства и музее Метрополитен в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне и Национальном музее современного искусства в Париже. Крупные ретроспективные выставки состоялись в 1984 и 2005 в Художественном музее Marion Koogler McNay (Сан Антонио, штат Техас), а также в галерее Michael Rosenfeld в Нью-Йорке в 1998. В 2008–2009 впервые после 80-летнего перерыва работы экспонировались в России – в ГРМ и ГТГ на выставке «Американские художники из Российской империи».
Библиография: |
* Американские художники; Балет; Лобанов-Ростовский; Неизвестная Россия, 402‒406; AI 1/185, 3/192, 4/166, 9/121, 10/123, 11/109, 12/131, 13/128, 14/141, 15/142, 16/78, 17/80, 18/95, 19/133, 21/129, 22/99, 28/139; Cummings; Naylor. Бенуа А.Н. Выставка Е. Бермана // Последние новости (Париж). 1933. 21 февр. (№ 4353). Бенуа А.Н. Евгений Берман // Последние новости (Париж). 1939. 14 янв. (№ 6501). Лидарцева Н. Выставка Евгения Бермана // Русская мысль (Париж). 1964. 21 ноября (№ 2233). С. 7. Васильев А. Театр меланхолии Евгения Бермана: Выставка в парижской галерее Фуко // Русская мысль (Париж). 1994. 14–20 июля (№ 4038). С. 15. Завалишин В. «Возвращение из Египта» Евгения Бермана // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1965. 3 апр. Декорации и постановка Евгения Бермана // Новое русское слово. 1966. 14 окт. Савицкая А.И. Русские художники американского театра // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 98. Бертеле М. Евгений Берман [Электронный ресурс] // Русские в Италии. URL: http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=399 (дата обращения: 01.01.2016). Wellington R. New Phases of Painting Eugene Berman // The Studio. 1935. Vol. 109. P. 152–153. Eugene Berman [Электронный ресурс] // Sullivan Goss. An American Gallery. URL: http://www.sullivangoss.com/eugene-berman/#Biography (дата обращения: 01.01.2016). Eugène Berman. Retrospective. Boston: Institute of Modern Art, 1941. Levy J. Eugene Berman. New York: American Studio Books, s.a. [1946]. The Theatre of Eugene Berman. Museum of Modern Art. New York, 1947. Eugene Berman. Imaginary Promenades in Italy. New York: Pantheon Books, 1956. Eugene Berman. Roma, Sepa, 1959 (con tavole illustrate dall'artista). Eugene Berman. Phoenix: Phoenix Art Museum, 1963. Eugene Berman 1928–1964. Paris: Knoedler & Cie, 1964. Lynes R. The Graphic Work of Eugene Berman / Preface and notes by E. Berman. Foreword by R. Lynes. New York: C. N. Potter, 1971. Eugène Berman. Le Théâtre de la Mélancolie: [Catalogue]. Galerie William Foucault. Paris, [1984]. Eugene Berman and the Theatre of Melancholia: Inaugural Exhibition, the Tobin Wing, 1984, Marion Koogler McNay Art Museum, San Antonio. Texas, 1984. |
Архивы: | |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
22.03.2012 |