АРНШТАМ Александр Мартынович

Arnstamm A.

28 марта 1880 / 9 апреля (Москва) – 6 октября 1969 (Париж). График, художник книги, театра и кино.

Сын владельца текстильной мануфактуры. Учился в классической гимназии в Москве, затем поступил на юридический факультет Московского университета. Занимался в студии К. Ф. Юона (с 1898) и, по желанию отца, готовился стать художником на ситценабивной фабрике Эмиля Цинделя. В 1901–1902 для подготовки к этой работе изучал химию, и одновременно анатомию и философию в Берлинском университете, а также посещал лекции по истории искусства профессора М.-Ю. Фридлендера. Ранние рисунки публиковались в петербургском сатирическом журнале «Сигнал», редактировавшемся К. И. Чуковским (1905).

В 1905 с невестой Розой Мордухович из семьи состоятельного коммерсанта уехал в Швейцарию. Там состоялась их женитьба, после чего молодые жили некоторое время в Париже, затем в Лозанне и в 1907 вернулись в Россию. В Париже занимался в академии Ла Палетт у Л.-Ж. Симона и Ж. Девальера.

В 1908–1919 жил в Петербурге (Петрограде). Работал для журналов «Золотое руно» (1909), «Аргус» (1913–1915), «Вершины» (1914–1915), «Солнце России» (1914–1917), сотрудничал в газетах. Оформил несколько поэтических сборников: «Кипарисовый ларец» И. Ф. Анненского, «Стихотворения 1900–1910» М. А. Волошина, «Летучий голландец» С. Соколова-Кречетова (все – СПб., 1910). Исполнил декорации к водевилю «Уличные графини» в Театре Незлобина (1914). Писал критические статьи для журнала «Театр». Издал «Наш журнал» с текстами и рисунками детей художников (Пг.: Свободное искусство, 1916). Участвовал в выставках: «Графическое искусство» (СПб., 1913), Постоянная выставка современного искусства в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (СПб., 1913), «Мир искусства» (Пг., 1915–1917).

После революции работал в редакционной коллегии Наркомпроса, заведовал художественным отделом «Свободного журнала», издававшегося Скобелевским комитетом (1917–1918). Оформил книги: «Фауст и город» А. В. Луначарского, «В такие дни» В. Я. Брюсова и др. Исполнил экслибрисы и марки издательств «Земля», «Academia», «Революционная мысль», «Стрелы», «Научное книгоиздательство». В 1918 написал панно «Рабочий с молотом» и «Труд» для оформления Балтийского завода к празднованию 1-й годовщины революции.

27 декабря 1919 был арестован ЧК как пособник сотрудников петроградской конторы Центросоюза, обвиненных в спекуляции («процесс 19-ти») и, несмотря на заступничество М. Горького и А. В. Луначарского, провел 9 месяцев в петроградских и московских тюрьмах. В тюрьме по заказу Госиздата оформил революционную «Азбуку», которая позднее экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции (1922). После освобождения из тюрьмы (обвинение было снято) жил с семьей в Москве, работал консультантом в Госиздате, подготовил издание произведений А. С. Пушкина с иллюстрациями русских художников, сотрудничал в журнале «Красноармеец». Участвовал во 2-й выставке АХРР – «Жизнь и быт Красной Армии» (М., 1922).

В ноябре 1921, получив с помощью тестя латвийский паспорт, эмигрировал с семьей через Ригу в Берлин. Оформлял и иллюстрировал книги для русских издательств «Геликон», «Огоньки», «Русское универсальное издательство». Весной 1922 вместе с Е. Ю. Грюнбергом (впоследствии директором Ballet Russe de Monte-Carlo) учредил и возглавил берлинское художественное издательство «Academia». Сохранял связи с Ленинградским отделением Госиздата, оформил для него книги «Жан-Кристоф» Р. Роллана и «Карл Маркс» Ф. Меринга (1924). Рисовал «репортажные портреты» для газеты «BZ am Mittag» и журнала «Querschnitt». Участвовал в 1-й Русской художественной выставке в Берлине и Международной книжной выставке во Флоренции (1922). Оформлял спектакли в театрах и залах Берлина. Поддерживал связи с режиссером Н. Н. Евреиновым, актерами Г. Серовым и А. Тамировым, писателями В. Ирецким, О. Дымовым, А. М. Ремизовым и В. Б. Шкловским.

C 1928 работал для кинофирмы UFA: исполнил декорации и костюмы к фильмам «Любовные приключения Распутина» М. Бергера (1928), «Чудесная ложь Нины Петровны» Г. Шварца (1929), «Бессмертный бродяга» Г. Учицкого (1930), «Распутин» А. Троца (1932), «Смерть в Шанхае» Р. Рандолфа (1932), «Алала» А. Троца (1933, съемки проходили в Испании) и др.; рисовал киноафиши, выполнял заказы других немецких кинокомпаний.

В 1933, обеспокоенный развитием нацизма в Германии, переехал с семьей в Париж. Долгое время перебивался мелкими заказами для кинорекламы. В 1936–1938 исполнил 17 киноафиш. В 1938 оформил фильм «Катя» М. Турнера. В 1939–1943 оставался в Париже и оформлял программы для концертного зала Pleyel. Затем скрывался с женой от нацистов в департаменте Дром в протестантской семье.

С 1946 жил в Монморанси под Парижем. Эпизодически участвовал в работе над фильмами, исполнил более 20 киноафиш. В 1953 поставил и оформил в студии «Vendôme» спектакль «Потоп» по пьесе шведского писателя Ю. Бергера. В 1955–1960 оформил 10 книг Э. Золя в серии «Livre de poche» (карманные издания). Продолжал создавать афиши, писать портреты и оформлять книги. Несколько лет посвятил созданию балета «Нана» по роману Э. Золя на музыку Анри Томази, для которого сочинил либретто, исполнил декорации и костюмы (премьера состоялась в 14 декабря 1962 в Страсбургском театре). Последние годы жил в Пале-Рояль, рисовал его в разное время суток. Похоронен рядом с женой в Монморанси. В октбре 2011 персональная выставка прошла в Доме Русского зарубежья в Москве.

Сыновья: Игорь и Кирилл Арнштамы – художники, Георгий (1907–1993) – монтажер и режиссер короткометражных фильмов.

Библиография:

* Лобанов-Ростовский; ХН СССР 1/195–196; ХРЗ.

Левинсон А. Художник Александр Арнштам // Вершины. 1915. № 31/32. С. 17 (все рисунки номера выполнены Арнштамом; на обложке – его портрет).

Сидоров А. А. Русская графика за годы революции 1917–1923. М., 1923. С. 25, 31, 107.

Графическое искусство в СССР. 1917–1927: Сборник статей и каталог выставки в залах АХ / Под ред. Э. Ф. Голлербаха и Д. В. Митрохина. Л., 1927. С. 122–123.

Голлербах Э. Ф. Современные русские художники за границей // Вестник знания. 1928. № 6. С. 312.

Деспотули В. Русские художники в Европе. Как наши мастера кисти завоевали холодный Берлин // Рубеж (Харбин). 1932. № 31. С. 12-13.

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования / Под ред. Е. А. Сперанской. М., 1971.

Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин. 1921–1923. Париж, 1983. С. 22–23, 54–55.

Магидович М. Л. Александр Арнштам. Открытие // Новый Мир Искусства. 1998. № 4.

Александр Арнштам (1880 – 1969). Ретроспектива. Москва – Санкт-Петербург – Berlin – Paris / ГРМ, Центр социологии искусства, Май 2000. СПб., 2000.

Клементьев А. Под стук колес. Выставка Александра Арнштама в Петербурге // Русская мысль (Париж). 2000. № 4320.

Обухова-Зелиньская И. За барьером молчания [Юрий Анненков и Александр Арнштам] // Антикватория № 1 (26) март–май, 2008. С. 82-85.

Магидович М. Л. Александр Арнштам. Социальная мобильность художника в условиях эмиграции // Зарубежная Россия. 1917 – 1939. Сборник статей. Кн. 2. СПб., 2003. С. 433-437.

Lobanov N. Russian Painters and the Stage // Записки Русской академической группы в США. 1968. Т. 2. С. 143.

Сочинения:

Воспоминания / С дополнением К. Арнштама и послесловием М. Германа. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2010.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

27.01.2011