ВЕРХОВСКОЙ Роман Николаевич
Verhovskoy R.
29 января / 10 февраля 1881 (Минская губерния) − 30 января 1968 (Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк). Архитектор, скульптор, живописец и график.
Из древнего костромского дворянского рода. Сын действительного статского советника Н. П. Верховского – инженера путей сообщения, известного железнодорожного деятеля. В 1900 окончил Варшавское реальное училище. Поступил на архитектурное отделение ИАХ, где с 1908 учился в мастерской А. Н. Померанцева. В 1911 получил звание художника-архитектора и заграничное пенсионерство за проект «Дом русского посольства». В 1912–1913 в качестве пенсионера посетил Испанию, Италию и Францию. Производил обмеры и зарисовки архитектурных памятников раннего Ренессанса.
В 1913 – архитектор Ведомства учреждений императрицы Марии, затем архитектор правления Бухарской железной дороги. Первым крупным архитектурным проектом стал железнодорожный вокзал в Бухаре в византийском стиле.
В 1914, несмотря на освобождение от воинской повинности, пошел добровольцем на фронт, получил несколько боевых наград. Затем участвовал в Белом движении.
В 1920 эмигрировал в Королевство СХС (Югославию). Жил в пригороде Белграда (г. Земун), где основал собственное архитектурное ателье. Работал во Дворцовом ведомстве и Министерстве строительства. Получил известность как скульптор-монументалист, был участником и победителем ряда конкурсов. Создал семь национальных памятников и усыпальниц, связанных с Первой мировой войной. Среди них наиболее знаменитые – монумент «Защитникам Белграда» (1931; награжден сербским орденом св. Саввы III ст.) и памятник Русской Славы – гробница нескольких сот русских воинов, павших на Балканах, с пятиметровой фигурой ангела и часовней в постаменте на русском участке Нового Белградского кладбища (1935; в соавторстве с архитектором В. В. Сташевским). Разработал проект Русской церкви в Белграде (не реализован), фонтан «За жизнь и свободу славянских народов», увенчанный фигурой Геракла и другие.
Провел несколько персональных выставок, участвовал в выставке русских художников в Белградском университете (1924), выставке Общества русских художников в Королевстве СХС (1928) и Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). Его монументальные, декоративно-скульптурные и архитектурно-проектные работы высоко отмечались художественной критикой. Некоторые живописные полотна вошли в частную коллекцию короля Александра I. В 1926 издал «Альбом композиций периода 1923–1926». Член оргкомитета Группы архитекторов современного направления.
В 1937 переехал в США, жил в Нью-Йорке. Получил профессиональное и общественное признание как церковный зодчий русской Америки. Занимал должность главного архитектора-консультанта при Синоде РПЦ и РПЦЗ. К 1960 ему принадлежало 26 проектов храмов, из них 12 были уже реализованы, 8 утверждены и 6 приняты к реализации.
Наиболее известные его постройки в США ‒ это Свято-Владимирский храм-памятник в Кассвилле, ныне г. Джексон, шт. Нью-Йорк (начало строительства – 1940) и собор Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк (начало строительства – 1946). Автор оригинального проекта Всеамериканского русского кафедрального собора в Нью-Йорке, получившего высокую оценку специалистов и церковных иерархов. Создавал проекты иконостасов, выполнял росписи храмов. В создании иконостасов широко применял мрамор. Одной из последних значительных работ был проект православного собора в Лос-Анджелесе (1956). Разрабатывал также проекты православных храмов для Греческой, Сербской и Болгарской церквей, создал проект первого буддистского храма в США. В 1938 и 1948 в Архитектурной Лиге в Нью-Йорке прошли выставки его архитектурных работ.
В старости страдал душевной болезнью, последние годы провел в старческом доме (г. Вэлли Коттедж, шт. Нью-Джерси). Умер в госпитале на Лонг-Айленде.
Архив Р. Н. Верховского хранится в библиотеке Толстовского фонда, оказывавшего поддержку художнику в последние годы.
Библиография: |
† РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1901. Д. И-124. * AI 4/1225. Зеньковский А.В. Р.Н. Верховский. Нью-Йорк: All Slavic Publishing House, 1956. А.К. Кончина Романа Николаевича Верховского // Православная Русь. - 1968. № 3. С. 12 Ланской И.С. Памяти Романа Николаевича Верховского // Возрождение. 1969. № 211. С. 131–134. Постельс Ф. де. Зодчие – выходцы из России: их роль и работы в Соединенных Штатах Северной Америки / Публ. Б.М. Кирикова и Н.П. Копаневой // Краеведческие записки: Исслед. и матер. Вып. 3. СПб., 1993. С. 68-69. Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20–40-е гг. XX века). М., 2000. С. 229. Косик В.И. Русские зодчие. Монументы памяти // Косик В.И. Что мне до вас, мостовые Белграда? Очерки о русской эмиграции в Белграде. 1920‒1950-е годы. М., 2007. С. 155‒156. Ульянкина Т.И. Русский художник и архитектор Р.Н. Верховской в Сербии и США // Российско-сербские связи в области науки и образования: XIX – первая половина ХХ в. СПб, 2009. С. 116‒125. Соч.: Roman Verhovskoy. Monumental Work. N.Y., [1947]. 27 p. |
Библиотека сайта: |
|
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
23.04.2011 |