ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Рабат, Марокко

Церковь воскресения Христова. Рабат, Марокко.

В 1920-х значительное количество российских эмигрантов в поисках работы прибыло в Марокко, разделенное на французский и испанский протектораты,. В 1927 управляющий русскими приходами в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевский) по просьбе возникшей годом раньше православной общины командировал на служение в Марокко иеромонаха Варсонофия (Толстухина), который организовал в г. Рабате приход. На открытие русского прихода было получено благословение Патриарха Александрийского Мелетия.

В 1920-е российские эмигранты не имели достаточных средств для приобретения земельного участка под строительство храма, и богослужения в Рабате проходили во временной церкви, устроенной в деревянном бараке, находившимся в собственности муниципалитета. Созданию Воскресенского храма помог случай. В 1929 араб мусульманин Шериф Хусейн Джебли, женатый на русской эмигрантке Е. А. Безруковой, в благодарность за молитвенную помощь, оказанную ему отцом Варсонофием во время его тяжелой болезни, пожертвовал общине земельный участок на окраине Рабата – в районе Баб-Тэмара, оформив 12 декабря 1929 фиктивную купчую на символическую сумму в один франк. В русской общине начался сбор пожертвований, с этой целью устраивались благотворительные вечера с театральной программой и балы, которые пользовались популярностью у арабов и французов. Средства на строительство собирали и российские эмигранты в других странах.

Закладка церкви состоялась 5-6 июля 1931 в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Проект строительства храма в мавритано-византийском стиле, разработанный местным архитектором, был утвержден Министерством изящных искусств Марокко. Возведение однопрестольного белого храма в честь Воскресения Христова с пристроенной колокольней продолжалось немногим больше года. Строительные работы, которые возглавлял итальянский инженер, были окончены к августу 1932, их стоимость составила 60 тысяч франков. Здание венчал многоугольный красный купол с квадратными окнами и трехраменным крестом, красная крыша появилась и над выступавшей алтарной частью. Рядом был возведен небольшой приходской дом, строительство которого стоило 25 тысяч франков.

13 ноября 1932 митрополит Евлогий совершил освящение Воскресенской церкви. Митрополиту сослужили настоятель храма отец Варсонофий (возведенный по этому случаю в сан архимандрита), иеромонахи Авраамий и Александр, прибывший из Парижа диакон Евгений Вдовенко, а также настоятель греческого Благовещенского храма в Касабланке архимандрит Димитрий, зачитавший поздравление Патриарха Мелетия. На богослужении присутствовали представители гражданских властей и христианских общин Марокко.

В декабре 1932 в основном на средства многолетнего старосты прихода А. Ф. Стефановского к храму была пристроена высокая четырехъярусная колокольня, возведение которой стоило 25 тысяч франков. С 1933 при храме стал действовать благотворительный комитет, оказывавший помощь деньгами и вещами русским эмигрантам. Приход в Рабате был всемарокканским и объединял по состоянию на 1931 около 280 семей в разных городах. Приходской хор, созданный усилиями диакона Николая Шкарина и П. П. Шереметева, выступал с концертами по всему Марокко.

Одной из самых почитаемых святынь храма Воскресения Христова стала икона св. великомученика Георгия Победоносца, изображенного с Андреевским крестом, доставленная в Рабат из Бизерты (Тунис), куда в 1920 пришла из Крыма Русская эскадра. По краям эту икону обрамляет георгиевская лента, как на матросских бескозырках. В храме появились еще два образа, прошедшие сложный путь с Русской Черноморской эскадрой – иконы свт. Николая Чудотворца и свт. Павла Исповедника. Нескольких икон были привезены архимандритом Варсонофием из Валаамского монастыря. Кроме того, для сооружаемого храма в Рабате были размещены заказы на написание икон в Европе. Так одна из храмовых икон, изображающая св. Георгия Победоносца, была выполнена в 1929 в Париже русским иконописцем В. В. Сергеевым.

Во время Второй мировой войны многие российские эмигранты начали сочувствовать идее воссоединения зарубежных приходов с Русской Матерью-Церковью на родине. В 1946 духовенство и общины Марокко приняли решение о переходе в юрисдикцию Московского Патриархата, архимандрит Варсонофий (Толстухин) принял советское гражданство. Однако часть прихожан не согласились с этим и образовали в Рабате самостоятельную общину в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), для которой в 1950 устроили домовый храм Воскресения Христова, просуществовавший до 1970-х гг.

Конфликт между двумя русскими приходами и разделение в среде православных верующих подорвали здоровье строителя рабатского храма архимандрита Варсонофия, скончавшегося 27 февраля 1952. Его преемник архимандрит Митрофан (Ярославцев) скончался 28 января 1954. Оба они были похоронены в православной часовне на христианском кладбище в 1 км к югу от Воскресенского храма. По состоянию на конец 1952 приход с центром в Рабате состоял из 115 человек, рассеянных в 12 городах Марокко, и имел храмы в Рабате и Хурибге (деревянную церковь Пресвятой Троицы, устроенную в 1930 и разобранную в 1960-е). Клир прихода состоял из настоятеля-архимандрита и диакона.

В 1958 усилиями председателя приходской ассоциации графа В. А. Игнатьева был пересмотрен ее устав. Это позволило приходу окончательно избавиться от претензий со стороны РПЦЗ. После кончины архимандрита Митрофана в 1954 обязанности настоятеля до 1 сентября 1955 исполнял присланный из Западноевропейского экзархата священник Василий Солнышкин. В 1954 диакон Николай Шкарин был рукоположен для прихода в сан священника, он исполнял обязанности настоятеля с 1 сентября 1955 по 1 июля 1958.

Во время настоятельства в 1958–1969 гг. иеромонаха Владимира (Балина, с 1964 – архимандрита) были налажены тесные связи с представителями других христианских конфессий (в первую очередь, с католиками). В 1960–1961 был проведен капитальный ремонт храма. С момента предоставления Марокко независимости православные общины в королевстве стали исчезать в связи с отъездом русских в Европу и в Америку. С 1969 настоятелем служил протоиерей Александр Беликов, которого сменил священник Иоанн Сидун, занимавший этот пост до 15 декабря 1972. Марокко было изъято из Западноевропейского экзархата и передано на попечение Отдела внешних церковных сношений. С этого момента священство рабатского прихода назначалось непосредственно из Москвы.

В связи с малочисленностью прихода в Рабате неоднократно поднимался вопрос о закрытии Воскресенского храма. Однако его удалось сохранить благодаря постоянному присутствию священнослужителей и новому притоку российских эмигрантов в 1990-2000-е. В 2010 началась капитальная реставрация Воскресенского храма. В 2010–2011 впервые за всю ее историю стены рабатской церкви были покрыты фресками работы иконописцев православной стенописной артели «Радость», для храма был изготовлен новый каменный иконостас, написан ряд икон (в том числе святых мучеников Маркелла и Кассиана Танжерских). В число прихожан Воскресенской церкви входят не только русские, но и сербы, болгары, румыны и православные арабы.

Адрес: Akkari, place Bab Tamesna, 10050 Rabat, Maroc

Библиография:

*Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке. Д. Марокко; Архив Воскресенского прихода Рабата.

Захаров Николай, протоиерей. Воскресенский приход Московского Патриархата в Рабате (к 50-летию со времени основания) // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 6. С. 13–16.

Митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

Героев Геннадий, протоиерей. Русский очаг в Марокко // Церковный вестник. 2002. № 14–15 (243–244).

Колупаев В. Е. Русские в Магрибе. М., 2009.

Pauline de Mazières (П. П. Шереметева). Histoire des Russes au Maroc. Fragment III. Madame Djabli. Tanger, 2011.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

06.02.2014