ХРАМ-ПАМЯТНИК ВО ИМЯ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Шанхай, Китай

Храм-памятник во имя свт. Николая Чудотворца. Шанхай.

Закладка военно-приходской церкви Свт. Николая Чудотворца в память Николая II в Шанхае состоялась 18 декабря 1932. Это был первый эмигрантский храм в Шанхае. На строительство потребовалось всего 15 месяцев, и 31 марта 1934 храм был освящен. Идея сооружения храма-памятника принадлежала генерал-лейтенанту Ф. Л. Глебову, возглавившему строительный комитет. В сборе пожертвований на строительство храма участвовали как русские эмигранты, так и иностранцы, жившие в Шанхае.

Автором проекта являлся военный инженер и архитектор А. И. Ярон. Церковь построена в неорусском стиле. Композиция и стилистика храма основаны на интерпретации нескольких прототипов, уже ставших традиционными для практики неорусского стиля: древнерусских образцов новгородско-псковской архитектуры XIV–XV вв., а также московской XVI в. Прототип прочитывается ассоциативно, ярко выражена принципиальная установка на вертикализм композиции и башнеобразность силуэта. Образ храма-памятника не суров, его скульптурно-пластичный объем изящен, эмоционально светел и жизнеутверждающ.

Центричный объем состоит из четверика, трехкратно повторяющихся восьмериков, постепенно сужающихся в диаметре и уменьшающихся по высоте, выделенных в самостоятельные объемы прямоугольных притворов со всех сторон, и колокольни.

Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Бесстолпную схему перекрытия обеспечили оригинальные железобетонные конструкции, разработанные Яроном.

Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен. А. И. Ярон сам разработал проекты иконостаса (образ православного города с пятью куполами), киотов-памятников, эскизы паникадил, лепного орнамента, изразцов, мозаичного орнамента пола, прорисовал витражи, двери, ручки, аналои, подсвечники и т.д. – все в древнерусском стиле.

В формировании художественного пространства храма участвовали ведущие русские художники Шанхая. Двенадцать апостолов в простенках между окнами барабана исполнены художником В. А. Засыпкиным. Ниже, в четырех парусах расположены евангелисты в медальонах работы М. А. Кичигина. А. Н. Харитонов расписал иконами и растительным орнаментом аркады, отделяющие приделы. Двунадесятые праздники верхнего яруса иконостаса работы иконописца А. С. Березина.

Справа от иконостаса в правом приделе была создана большая икона Николая Чудотворца, образ которого окружали с двух сторон архангелы Гавриил и Михаил,

последний своим пылающим мечом охранял боевые цвета артиллерийских дивизий, находившихся некогда под командованием великих князей Михаила Павловича, Михаила Николаевича и Сергея Михайловича.

Многообразие художественной отделки интерьера не разрушало эстетику условности и декоративизма внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви.

Символичным было цветовое решение экстерьера: центральный купол покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами. Купол колокольни — трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного. Уникальной была и наружная отделка. Для стен использовался высококачественный облицовочный камень цвета слоновой кости, для деталей – камень серого цвета. Между лопатками четверика – изразцы, в окнах – цветные витражи.

На фасаде храма на русском, английском, французском языках большая мраморная доска: «Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II-му».

Церковь стала первым храмом-памятником Николаю II и его семье в истории Русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев, после 1947 Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены.

Сейчас храм тесно окружен современной застройкой. Утрачены четыре из девяти куполов. Оставшиеся пять куполов без крестов изменены по форме и цвету, что свидетельствует о проводившейся реконструкции. Еще большие изменения претерпел интерьер. Появилось межэтажное перекрытие на уровне пят подпружных арок, храмовое пространство разделено на два этажа. Сохранились лишь паникадило и цветные витражи. До середины 2000-х здание храма использовалось под престижный в городе ресторан.

После реконструкции здания в конце 2000-х, его внешний облик и интерьер, если и не вернулся к прежнему, то явно изменился к лучшему. Главным фактором положительных изменений стала договоренность между Россией и КНР в отношении использования здания верующими по его прямому назначению хотя бы большим церковным праздникам. Появилась возможность для православных прихожан, русских и китайских, посещать службы на русском языке. Сооружение признано памятником архитектуры и охраняется Шанхайским муниципалитетом. Можно сказать, что памятник духовно-общественной мысли и творческой деятельности русской эмиграции в 1930-е на Дальнем Востоке понемногу возвращается из незаслуженного забвения.

Библиография:

Левошко С. С. Архитектор А. И. Ярон и его храм-памятник Николаю II в Шанхае // Россия и АТР. 2002. № 4. С. 97-110.

Левошко С. С. Рыцарь императорской России»: архитектор Ярон // Новый журнал (Нью-Йорк). 2003. № 230. С. 209-213.

Левошко С. С. Архитектурное наследие Русского зарубежья: храмы-памятники Николаю II // Трибуна русской мысли. 2003. № 2. С. 152-156.

Левошко С. С. Русское архитектурное зарубежье первой трети ХХ века: храмы-памятники Николаю II в Шанхае (арх. А. И. Ярон) и Брюсселе (арх. Н. И. Иисцеленнов) // Вопросы всеобщей истории архитектуры. М.: УРСС, 2004. Вып. 2. С. 144-251.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.03.2011