ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Лион, Франция
Eglise russe de Saint-Nicolas
В Лион (древний Лугундум) — этот французский Киев — христианство во Францию пришло с Востока. Здесь в 177 году, во время гонений, пострадал за веру Христову 51 мученик. В этом же городе в 202 году принял мученическую кончину знаменитый святой отец Церкви — епископ Ириней Лионский, автор книги «Против ересей».
В XX веке Лион, второй по величине город Франции, стал одним из центров русской белой эмиграции (приехало около 10–15 тыс. человек), которая, обустроившись, стремилась как можно скорее создать свой храм. В 1924 в город прибыл из России генерал Максимович, который устроил в своей квартире православную Покровскую церковь, где служить стал о. Андрей Мишин (его сын Евгений полвека руководил потом церковным хором). Вскоре в Лионе возникла община, которая сняла в центре города зал и поставила в нем походный иконостас.
Когда в 1926 правящий в Париже митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) отложился от РПЦЗ, община лишилась своей церкви. Поначалу она думала выстроить отдельный каменный храм сщмч. Иринея Лионского в память русских воинов, «погибших на бранных полях, приявших лютые муки в годы лихолетья, затерянных на чуждых кладбищах», однако средств на это не хватило, и 11 мая 1928 новый храм пришлось освящать в обычном бараке на ул. Барабан. Иконостас написала прихожанка Людмила Галич. В это время во главе прихода стоял прибывший из Сербии полковой священник о. Виктор Пушкин.
В ночь с 12 на 13 июня 1937 левые элементы сожгли барачную церковь, после чего прихожане «дали обещание возобновить свою церковь в виде настоящего храма, несмотря на полное отсутствие средств в церковной кассе». Строительство началось в нелегком 1938 — у местной больницы был взят в аренду земельный участок и на нем возведен небольшой домик, где освятили временную церковь. 7 мая 1938 была совершена закладка новой каменной церкви на 200 человек. Автором проекта стал русский архитектор-эмигрант Сергей Баздерев.
Строительный комитет возглавил сам настоятель, лично участвовавший во всех работах. Много сделал француз Жюль Рош, долго живший в России — он ссудил 50 тыс. франков. Храм «строили своими руками, главным образом вечером, после работы. Возили тяжелые тачки, носили кирпичи, клали цемент». Сам настоятель месил глину. Машинами и стройматериалами помогла фирма Шэз. Были созданы две бригады, которые работали с большим усердием. Средства собирали везде, где только могли.
Война помешала полной отделке храма, а когда она закончилась и 5 мая 1946 митрополитом Серафимом (Лукьяновым) было совершено освящение, то вышеназванный митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. Однако через год приход решил снова вернуться в РПЦЗ, и 17 января 1948 исполнил это намерение. К этому времени русская колония в городе составляла более 10 тыс. человек, включая бывших кубанских казаков.
Из-за финансовых трудностей (постройка обошлась в 600 тыс. франков) отделка храма в послевоенные годы шла довольно медленно, так как часть прихожан уехала в Париж или США. В 1952 В. В. Блажевичем был сделан новый двухъярусный иконостас, образа в котором через год закончил писать архим. Антоний (Бартошевич), будущий архиепископ Западноевропейский и Женевский, служивший в то время в церкви вторым священником. Он был также автором запрестольного образа и иконы свт. Иринея Лионского. Первые иконы в иконостасе исполнил известный иконописец Л. А. Успенский.
В 1970-е в храме случилась беда: обрушился потолок и ремонт потребовал от общины больших расходов. Отец Василий потратил на него все свои личные сбережения.
Лион расширялся, и вокруг храма появилась новая застройка, в связи с чем приход в 1978–1980 выстроил вместо обветшавшего новый церковный дом, посадив рядом березы в память о России. В 1998 дом надстроили на один этаж. Дабы внешний вид здания соответствовал современному окружению, в 1981 храм облицевали и заново покрасили купол. Вскоре поблизости появилась станция метро «Шарпен», и народу в церкви прибавилось.
Храмоздателя прот. Виктора сменил в 1953 архим. Серафим (Кондратьев), участник Всероссийского Поместного Собора; в 1968–1973 настоятелем служил игумен Арсений (Серин), несколько лет проведший в Гулаге. Затем священники стали часто меняться, что плохо отражалось на приходской жизни, пока, наконец, во главе клира в 1978 не встал иером. Ириней (Рошон). Однако после его отъезда в 1982 в Канаду снова наступил нестабильный период, закончившийся три года спустя назначением энергичного о. Игоря Дулгова. При нем, дважды, в 1987 и 1992, лионскую церковь посещала чудотворная мироточивая Иверская (Монреальская) икона Божией Матери. В 1990 община насчитывала 62 зарегистрированных прихожанина разных национальностей. После того как о. Игорь стал епископом Серафимом, его место занял о. Квентин де Кастельбажак, первый француз — настоятель церкви.
18 мая 1975 прот. Александр Трубников, автор книги «Лионские мученики и их время», отслужил первый молебен на найденной и раскопанной римской арене, где во II веке нашли свою кончину местные мученики. Иконы двух из них — свт. Иринея Лионского и св. мц. Бландины пользуются особым почитанием прихожан.
Долгие годы лионский настоятель окормлял также русские домовые храмы в крае: Михаила Архангела в Риве под Греноблем, который существовал в 1925–1983, Преображенский в Пон-де-Шерюи, действовавший с 1926 до 1970-х, Всесвятский в Аннеси, в 1984 тоже закрытый, и в Сент-Этьене (с 1929), крупном промышленном центре.
В Лионе есть и другие православные церкви: св. Иоанна Богослова, где служат на французском языке, и греческая новостильная. Отдельного русского кладбища в городе нет, больше всего русских могил находится на кладбище Десин. Сейчас служба в храме идет на церковнославянском и французском языках, но все больше прихожан не понимает по-русски, не говоря уже о сербах, болгарах и румынах, которые тоже приходят молиться в Никольскую церковь.
Не отличаясь большими архитектурными достоинствами и не имея ни святынь, ни ценных икон и предметов, русская церковь в Лионе, возведенная с большими усилиями, является во французской провинции историческим памятником первой волны русской эмиграции и свидетельством ее любви к отеческой вере.
Адрес: 5, rue Ste Géneviève, F-69006 Lyon
Библиография: |
Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 1117–1118. Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. Москва; Париж, 2002. С. 391–393. Русские новости. 31.5.1946. Церковная жизнь. 1948. № 1. С. 46–48. Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева).1976. № 7. С. 15–21; 1979. № 14. С. 43–44; 1983. № 21. С. 9; 1984. № 23. С. 21–23. Castelbajac Q., Ivanoff-Trinadtzaty J. Lyon — l’église russe Saint-Nicolas. 1946–1996. Lyon, 1996. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
25.12.2010 |