ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Биарриц, Франция
Eglise russe de la Protection de la Mère de Dieu
Биарриц — небольшой приморский городок на холмистом берегу Бискайского залива, почти у самой границы с Испанией, начал приобретать популярность, как место морских купаний, только в 1860-е, в правление Императора Наполеона III, супруга которого Императрица Евгения построила здесь в 1854 богато убранный дворец. Летом сюда стала приезжать на морские купания европейская аристократия, отчего пребывание в Биаррице было дорогим и престижным удовольствием. Русские, прежде ездившие в Трувиль и Остенде, быстро заняли среди приезжих почетное место как щедрые и многочисленные гости. Они отдыхали в основном в августе-октябре, особенно начиная с 1880-х, когда окрестные «деревушки превращались в город».
Как писал в 1892 журнал «Всемирная иллюстрация», Биарриц «состоит из живописно расположенных на скалистом прибрежье домов, вилл, ресторанов и проч. и имеет до 8450 жителей. Климат здесь жаркий до такой степени, что раньше августа месяца купание не представляет никакого удовольствия. Впрочем, летний зной умеряется довольно часто дующими здесь западными ветрами… Для теплых ванн здесь существует прекрасно устроенные купальни и заведения».
Осенью 1879 русская колония решила создать свой храм на этом модном курорте и образовала комитет по сбору пожертвований во главе с принцем Николаем Петровичем Ольденбургским, «горячо принимавшим к сердцу мысль о постройке первой православной церкви на берегу Атлантического океана». Прошение об устройстве церкви в 1886 подписали светл. кн. Е. М. Юрьевская, граф Орлов-Давыдов, кн. Гагарин, кн. Воронцов, графиня Шувалова, министр юстиции Д. Н. Набоков. Так как сбор пожертвований шел очень медленно (за шесть лет собрали всего 5 тыс. франков), то в 1887 в бывшем дворце Императрицы Евгении, расположенном на морском берегу, была устроена временная домовая церковь Покрова и св. Александра Невского. Она размещалась в небольшом зале. Освящавший ее 27 августа 1887 иером. Иродион, настоятель храма в По, установил в зале иконостас, привезенный из Петербурга.
В это время Биарриц ежегодно посещали до тысячи больных и отдыхающих из России. Вскоре выяснилось, что «Общество Парижского банка», владевшее дворцом, задумало переделать его под гостиницу. В связи с этим в 1889 возникла мысль купить участок земли и выстроить на нем отдельный православный храм. «Комитет по устройству и упрочению существования церкви» возглавил вел. кн. Николай Михайлович, а его членами стали герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский, принц Константин Ольденбургский, Д. Н. Набоков, кн. А. С. Долгорукий, граф В. В. Гудович, С. П. Елисеев, граф С. Ю. Витте и другие представители высшего общества, постоянно отдыхавшие в Биаррице. Однако главными деятелями были иером. Иродион, который окормлял местную общину, и вице-председатель комитета, гофмейстер кн. Михаил Сергеевич Волконский (1832–1909), более 30 лет посещавший курорт.
За последующие четыре года удалось собрать 180 тыс. франков, из них 29 тыс. пожертвовали лица Императорского Дома. Муниципалитет отпустил на строительство 10 тыс. франков. Хотя денег все равно не хватало, в октябре 1889 община купила за 25 тыс. франков от «Общества Парижского банка» участок напротив дворца Евгении размером в один гектар, записав его на российское правительство. 15 марта Синод одобрил проект нового храма, составленный известным петербургским зодчим Н. Н. Никоновым, который основательно переработал проект местного архитектора Тинэ.
1 октября 1890, в праздник Покрова, иером. Иродиан произвел закладку здания, на которой присутствовал вел. кн. Михаил Михайлович. Стройка началась следующей весной; работами руководил архитектор Тинэ, подрядчиком был Дени Кузен, который согласился выстроить здание за 75 тыс. франков, хотя в конечном итоге, общая стоимость, вместе с отделкой, составила вдвое большую сумму. Из этой суммы Волконский много пожертвовал лично. Уже 13 сентября 1892 состоялось освящение церкви прот. Димитрием Васильевым, настоятелем из Парижа. На него прибыли российский посол бар. А. П. Моренгейм и герцог Г. М. Лейхтенбергский с супругой. Иконостас на время позаимствовали из домовой церкви.
Поскольку на убранство денег осталось мало, на помощь снова пришли благотворители из отдыхающих. Художник И. К. Айвазовский, например, подарил написанную в Биаррице картину, которая была разыграна в лотерею и принесла 3 тыс. руб. Семья Елисеевых пожертвовала 6 тыс. франков; А. Г. Елисеев финансировал изготовление одноярусного иконостаса и поднес запрестольный образ «Вознесение»; живописец К. Н. Татищев бесплатно сделал эскиз иконостаса и подарил два образа для царских врат; В. А. Ратьков-Рожнов оплатил написание в Петербурге шести больших икон с золотым фоном на медных досках. В Петербурге же В. М. Розанов написал маслом Евангелистов для подкупольных парусов. Новый иконостас вырезали из темного дуба в фирме братьев Фиге, позолотные работы осуществил Лансало, витражи сделал Мобежан д’Англе.
Храм, окруженный олеандрами, выдержан в византийском стиле и увенчан высоким и широким куполом, который опирается на световой барабан, прорезанный множеством арочных окон. Купол окрашен в голубой цвет, ребра на нем позолочены. Куполом завершена также колокольня над входом (только в 1992 на ней дозволено повесить колокол). Боковые ризалиты оформлены по углам лопатками, по второму этажу фасады расчленены высокими окнами, обычными или тройными, с цветными стеклами в них, и завершены треугольными фронтонами. Наличники, карниз и пилястры сделаны из светло-серого камня. В церковь можно войти через полуциркульный портал, а затем подняться по деревянной двухмаршевой лестнице, украшенной шестью религиозными картинами. Здание обнесено каменной и железной оградой.
В цокольном этаже, облицованном песчаником, находилась ранее нижняя церковь св. Александра Невского. Теперь ее нет, и помещение разделено на комнаты, в которых останавливаются курортники. Это — один из основных источников дохода для храма и священника, чья квартира размещается этажом выше.
Вскоре после освящения выяснилось, что надо срочно укреплять стены здания, оказавшиеся из-за ошибки строителя не очень толстыми. Из-за этого долго не могли приступить к внутреннему оформлению, которое было произведено только в 1896–1898 по эскизам петербургского архитектора В. А. Липского при содействии известного художника К. Е. Маковского. Облачения новому храму подарила О. А. Рукавишникова, ковры — кн. Е. А. Волконская и А. Н. Прозорова, серебряную дарохранительницу и напрестольные трехсвечники — П. В. Стахеев. Его жена — В. И. Стахеева пожертвовала в 1909 киот с иконой Рождества Христова и лампадой перед ней. Освещает интерьер двухъярусное паникадило из кованой меди.
В настоящее время по краям солеи стоят два резных киота: справа с иконой Покрова, слева — с изображением нескольких святых на золотом фоне. Рядом установлены старые хоругви — две шитые и две металлические. Над канунником висит крест в серебряной оправе в память капитана Бориса Войнарского (1895–1957), рядом — поминальная икона Павла и Иулиании Войнарских.
После освящения в церкви служили поначалу только в осенний сезон (с 1 августа по 15 ноября) иеромонахи из Александро-Невской лавры или священники из русской церкви в По, к которой до весны 1912 новый храм был приписан. С 1908 службы шли также в весенние и зимние месяцы, однако, они назначались лишь «после усиленных хлопот и … благодаря вмешательству Высочайших особ». Летом 1913 был утвержден самостоятельный причт и настоятелем назначен прот. Николай Васильевич Попов, окормлявший церковь в По и бывший активным миссионером. Почетным попечителем выбрали вел. кн. Бориса Владимировича.
Кроме пожертвований (их особенно много давал С. П. Елисеев) и субсидий от казны, работу церкви обеспечивали проценты с неприкосновенного капитала — в 1914 он достигал 81,5 тыс. руб. Однако несмотря на имеющиеся средства, стены внутри так и не были украшены росписью, как предполагалось вначале. Только в куполе, опирающемся на четыре арки, были написаны золотые звезды на голубом фоне.
В 1900-е Биарриц достиг наибольшей популярности и стал также зимним климатическим курортом. Зимой в нем постоянно проживало около 15 русских семей, и храм посещало не менее 120 человек (летом — 800). При нем работала библиотека (частично сохранилась) и «четверговая» школа для детей. Зимой-весной 1906–1910 в Биаррице часто жили вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, вел. кн. Александр Михайлович с супругой, принц П. А. Ольденбургский с супругой, герцог Г. М. Лейхтенбергский с детьми и женой и др. Некоторые именитые русские купили в городке недвижимость, среди них: гр. Орлов-Давыдов, Нарышкины, кн. Кочубей, гр. Витте, Бодиско, Ламанские, Малевские-Малевичи. 18 октября 1901 светл. кн. Е. А. Юрьевская, дочь Александра II, венчалась в церкви с кн. А. В. Барятинским. В 1913 на курорте побывал Александр Блок, записавший: «холодно, дождь, ветер, рев моря».
После революции «приход оживал во время сезона, но в остальное время был обречен на безлюдное, материально трудное существование: средства прихода зависели от удачного сезонного съезда и случайных пожертвований приезжих. Много помогал Великий Князь Борис Владимирович», — писал митрополит Западноевропейский Евлогий, которому храм подчинялся. 21 ноября 1926 он венчал в церкви вел. кн. Дмитрия Павловича с богатой американкой Одри (Анной) Эмери. Настоятелем в это время был о. Церетели, бывший царский полковник, «благочестивый, чистый и духовный человек». В войну и по ее окончании в храме служил о. Александр Ребиндер.
После смерти в 1990 долголетнего настоятеля о. Иоанна Байкова, новый появился только 1 января 2001, им стал прот. Георгий Монжох, азиатского происхождения, выехавший из России. По его словам, на воскресную литургию приходит человек 20, в основном, ассимилированные русские или обращенные французы. В конце 2004 приход перешел в Московскую Патриархию.
Несмотря на проведенную к 100-летию реставрацию, храм, особенно внутри, выглядит запущенным, ибо средств на его поддержание у крошечной общины катастрофически не хватает. Будущее биаррицкой церкви кажется очень проблематичным, хотя она является одной из главных достопримечательностей курорта.
Прогуливаясь по пляжу или всходя на окружающие скалы, отовсюду видишь здание Покровского храма, обязанного своим появлением русской знати и богачам, которые несколько десятилетий обеспечивали его благополучное существование. Ныне храм — печальное напоминание о той блестящей и невозвратной поре.
Адрес: 8, Avenue de l’Impératrice, rue de Russie, F-64200 Biarritz.
Библиография: |
* РГИА. Ф. 796. Оп. 193 (6 отд. 1 ст.). Д. 1328. Л. 27–36; Д. 1355. Л. 18–25;Ф. 797. Оп. 60 (2 отд. 3 ст.). Д. 23; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 78. Д. 16; Оп. 81. Д. 33а. Новое время. 1883. № 3606, 3612. Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1892. № 1238. С. 293. Положение о домовой православной церкви в Биаррице. СПб., 1889. Краткие отчеты о деятельности Комитета по устройству и упрочению существования православной домовой церкви в г. Биаррице за 1889–1910 гг. СПб., 1890–1910. Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1892. № 40. С. 1393–1394; 1903. № 12. С. 466–469; № 31. С. 1305–1306. Любимов Д. Н. Русская православная церковь в Биаррице (1887–1901). СПб., 1901. Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 36–42. Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 389–390. Смирнова Н. Достопримечательные русские храмы и кладбища. Париж, 1999. С. 102–106. |
Приложения: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
25.12.2010 |