АЛАДЖАЛОВ Константин Иванович

Alajalov C.

К. Аладжалов. 1926.

18 ноября 1900 (Баку, по другим сведениям Нахичевань-на-Дону) – 24 октября 1987 (Нью-Йорк). График.

Из армянской семьи. Старший брат советских художников Семена и Степана Аладжаловых. Детство провел в Ростове-на-Дону. Окончив гимназию, самостоятельно занялся рисованием. В 1917–1918 учился в Петроградском университете. Вернувшись в Ростов-на-Дону, сотрудничал в журнале «Искусство». Участвовал в 8-й Весенней выставке Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств (1918), выполнял графические декоративные элементы (заставки и т.п.) для журнала «Донская волна» (1918–1919). В 1919–1920 работал по заказам революционных властей на Кавказе: рисовал портреты вождей, расписывал агитпоезд. Участвовал в выставке в Баку (1920).

Летом 1921 через Персию эмигрировал в Константинополь. Расписывал ночные клубы, рисовал киноафиши и портреты посетителей в ресторанах. В 1923 на транспорте для гуманитарной помощи перебрался в Германию, оттуда – в США. Поселился в Нью-Йорке. В 1928 получил американское гражданство. Первые годы расписывал частные дома, русские ночные клубы на Манхэттане («Bi-Ba-Bo Club» и др.), писал заказные портреты, занимался сценографией (в частности, для труппы М. Мордкина), рисовал афиши для театра и кино. Входил в круг американского художника и мецената Роберта У. Чэнлера. Вместе с В. Бобрицким, Н. Циковским, Д. Бурлюком и др. участвовал в издаваемом Чэнлером "Альманахе пилигримов" (1925–1926).

В 1926 через Д. Д. Бурлюка и Кристиана Бринтона познакомился с Катрин Дрейер, основательницей Société Anonyme. По просьбе К. Дрейер оформил в конструктивистском стиле обложку буклета экспозиции современного искусства на Всемирной выставке в честь 150-летия подписания Декларации независимости США, состоявшейся в 1926 в Филадельфии (Sesqui-Centennial International Exposition), а также обложку и макет книги «Современное искусство» для выставки в Бруклинском музее (1926/1927), организованную Société Anonyme. На выставке в Бруклинском музее показал 4 живописных работы.

С 1926 создавал рисунки для обложек американских журналов. Большинство их них выполнены в мягкой юмористической манере. Был единственным художником работавшим одновременно для двух крупнейших изданий «The New Yorker» (171 обложка, 1926–1960) и «The Saturday Evening Post» (73 обложки в 1945–1962). Работал также для журналов «Life», «Vogue», «Fortune», «New Masses», «Vanity Fair».

В разные годы иллюстрировал около двух десятков книг: «Золушка» А. Д. Миллер (1929), «Книга песен Дж. Гершвина» (1932), «Семейный альбом» П. Чавчавадзе, «От Иеговы до джаза» Хелен Кауфман (1968), несколько детских книг Корнелии Скиннер. В 1941 выиграл на конкурсе заказ на создание трех декоративных панно для комфортабельного лайнера «S. S. America».

Провел персональные выставки в Нью-Йорке (галерея Carstairs, 1942), Далласе, Голливуде и Уичито (шт. Канзас). Был членом Филадельфийского акварельного клуба. В 1942 вышел в свет альбом репродукций его рисунков под названием «Жанровые картины» («Conversation pieces»), текст для которого написала известная американская журналистка Жанет Фланнер. В 1940–1950-е преподавал композицию и рисунок в художественной школе А. П. Архипенко и рисовальной школе «Феникс» в Нью-Йорке, читал лекции по композиции в Парсоновской художественной школе.

Архив художника хранится в библиотеке университета в Сиракьюсе, в Институте Смитсониан в Вашингтоне, в Архивном исследовательском центре Ховарда Готлиба в Бостонском университет. Представлен в Бруклинском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, художественных музеях Филадельфии и Далласа.

Графический портрет художника исполнил А. Е. Яковлев.

Библиография:

* Бурлюк; ХРЗ; AI 4/15, 5/12, 6/14; WWAA 1947/20, 1966/4, 1978/7, 1986/10.

Стоммельс С.-А., А. Лемменс. "Альманах пилигримов": русские в Нью-Йорке (1925–1926) // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 131–141; илл.

Constantin Alajalov. Conversation pieces / Сommentary by Janet Flanner / New York; London: The Studio publications Inc., 1942.

Dreier K. S. Constantin Alajalov // Collection of the Société Anonyme: Museum of Modern Art 1920. New Haven: Yale University Art Gallery, 1950. P. 70–71.

Herbert R. L., Apter E. S., Kenny E. K. The Société Anonyme and the Dreier Bequest at Yale University: A Catalogue Raisonné. New Haven; London: Yale University Press, 1984. P. 36–37.

Архивы:
Сайты:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

03.11.2011