ЛЕВИЦКАЯ София (Соня) Филипповна

Lewitska, Lewicka S.

$image.name

9 марта 1874 (с. Выхиливка, Житомирского уезда Подольской губ., ныне в Хмельницкой обл., Украина) – 20 сентября 1937 (Париж). Живописец, график.

Отец – инспектор народных школ в Каменец-Подольске, мать – урожд. Модеста Бишовская, из аристократического польского рода Лещинских. Несколько поколений предков по отцу были православными священниками в селе Олехине близ Проскурова. Брат – писатель, публицист и общественный деятель Модест Левицкий (1866–1932).

Первые уроки получила в школе Казановских в Житомире (1894), затем до 1905 жила в Киеве, где занималась живописью у С. И. Светославского. В 1893 вышла замуж за Юстина Маниловского, от брака с которым родилась дочь Ольга (Люсия). Брак вскоре распался.

В 1905 поселилась в Париже и поступила в Школу изящных искусств. Встретилась с молодым художником-кубистом Жаном Ипполитом Маршаном (1883–1940), который стал ее мужем. В 1900-е на краткое время возвращалась в Киев, где в 1906 познакомилась с художником А. В. Грищенко. Последний раз побывала в Киеве в 1911.

Испытала влияние кубизма и других новейших течений, но наибольшую известность получили ее картины, выполненные в традициях украинского народного искусства. Писала пейзажи, сцены из деревенской жизни Малороссии и Польши, сказочные сюжеты: «Единорог», «Сбор яблок», «Танцующие девушки», «Пильщики», «Всадники в лесу» и др.

С 1910 участвовала в салоне Независимых, где ее работы были положительно оценены Г. Аполлинером. Тогда же состоялось знакомство с А. П. Архипенко. С 1912 выставлялась в Осеннем салоне, была секретарем салона. В 1912 стала членом Нормандской ассоциации современных художников (Руан) и участвовала в ее выставке. Осенью того же года четыре работы экспонировались на выставке группы «Section d’or» («Золотое сечение») в галерее La Boétie в Париже. Весной 1913 в галерее Берты Вейль (B. Weil) прошла первая персональная выставка, на которой было показано 25 картин, рисунков и акварелей, созданных в период 1908–1913; предисловие к каталогу написал Шарль Мальпель. Все работы с выставки были проданы. Выставлялась также в галерее Леона Марсея (Léon Marseille) на rue de Seine. С 1913 в течение многих лет жила с мужем по адресу: 73, rue Caulaincourt на Монмартре (в этом же доме была мастерская О. Ренуара).


В 1914 впервые обратилась к ксилографии. С началом войны сотрудничала в журнале «l’Elan» («Подъем»), где публиковались ее гравюры патриотического свойства с использованием украинских и польских фольклорных мотивов. Была инициатором благотворительной лотереи в пользу польских художников-жертв войны (1915), в которой приняли участие известные французские мастера.

После Первой мировой войны осталась в Париже. Участвовала в общественной жизни украинской и польской диаспор. Продолжала заниматься живописью и графикой, прежде всего, ксилографией. В 1919–1922 ее графические работы публиковались в авангардном журнале Рожера Аллара «Le nouveau spectateur» («Новый обозреватель») и в «L’Almanach de Cocagne». Иллюстрировала и оформила французские библиофильские издания: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя (1921), «Книга благочестивых речений нашего Святого короля Людовика» («Le livre des Saintes paroles et notre Saint roi Louis» Ж. де Жуанвиля (1922), «Змея» П. Валери. (1926; вместе с Маршаном), «Палисадник Жоффруа» («Le jardinet de Geoffroy le Louche») Андре Терива (1926), «La Crisopeste» Жака Бернара (1932) и др.

В 1923 побывала в Лондоне, где встречалась со своим братом. С 1925 лето проводила в Вансе вместе с Р. Дюффи, который помог ей найти работу по шелку для лионских фабрик.

Продолжала участвовать в салоне Независимых и в Осеннем салоне (в 1930 исполнила афишу Осеннего салона), а также в салоне Тюильри, в групповых выставках в галереях Берты Вейль и Леона Марсея. В 1926 ее работы экспонировались на ретроспективной выставке «20 лет независимому искусству» в Grand Palais. В 1925 провела персональную выставку в галерее B. Weil, в 1930 – в галерее A. Sаmbon. В 1928 ее картины «Купание» (1926) и «Оранжевая дорога» (1928) были приобретены Французским правительством для Музея Же де Пом. Гравюры экспонировались на выставках Украинской графики (Берлин и Прага, 1932), Современной украинской графики (Львов, 1932), Ассоциации независимых украинских художников – АНУМ (1933, Львов) и на выставке группы польских художников в галерее Beaux Arts в Париже (1935).

С 1933 страдала душевным заболеванием. В 1936 последний раз участвовала в Осеннем салоне, в 1937 исполнила свою последнюю ксилографию «Праздник цветов».

Была похоронена на кладбище Баньи. В год смерти было создано общества ее памяти, в которое вошли Э. Бернар, Ж. Маршан, Р. Дюфи, Д. де Сегонзак и др. Это общество в 1938 устроило ее посмертные выставки в отеле A. Sambon и в галерее Sagot-Legarrec. В 1987 прошла ее ретроспективная выставка в университете в Питтсбурге. В 2000 работы экспонировались на выставке «Интерференция: украинские художники в искусстве Франции 1900–1960» в Доме ЮНЕСКО в Париже.

Представлена в Национальном музее современного искусства в Париже, в музее Гавра и венском Альбертиниуме.

В разных источниках имеются расхождения в дате, годе и месте рождения художницы.

Дочь – Ольга (Лусия) Маниловская (Lousia Maniłowska; 1895, Житомир – после 1962, Париж) – художница, участник Осеннего салона (1931, 1932, 1934), выставки парижской украинской группы во Львове (1933).

Библиография:

* Неизвестная Россия; Пеленська; AI 1/845, 3/809; Bénézit-1 5/559; Edouard-Joseph 2/388-389; Vollmer 3/223.

Луначарский А. В. Салон Независимых // Киевская мысль. 1911. 5 июня.

Он же. Молодая Россия за границей: Левицкая // Киевская мысль. 1914. 7 мая.

Грищенко А. В. Мои встречи и беседы с французскими художниками. Нью-Йорк, 1964. С. 96–100 (на укр. яз.).

Луначарский А. В. Об искусстве (т. 1: Искусство на Западе; т. 2: Русское, советское искусство) / Сост. И. А. Сац и А. Ф. Ермаков. М., 1982. (Указ.).

Софя Левицька 1874–1937 / Текст: Ю. Кульчицький, О. Грищенко. Париж, 1989 (на укр. и фр.).

Попович В. Софiя Левицька // Образотворче мистецтво. 1991. № 2. С. 22-24. (на укр. яз.).

J. L. Sonia Lewitska // Beaux-Arts. 1938. Mai 20. P. 5.

Dayot M.-A. Deux expositions rétrospectives de Sonia Lewitska // L’Art et les Artistes. 1938. Vol. 36, Juin. P. 318-319.

Sonia Lewitska 1874–1937. Association Lucien Mainssieux. Musée Mainssieux – Voiron / Préf. de F. Roussier. 2006.

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. P. 75–81.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Н. Л. Корсаковой (Санкт-Петербург) за помощь в подготовке статьи.

Дата ввода:

11.04.2011