ЦЕРКОВЬ СВВ. АПП. ПЕТРА И ПАВЛА. Карловы Вары, Чехия.

Pravoslavný chrám sv. apost. Petra a Pavla

Церковь свв. апп. Петра и Павла. Карловы Вары, Чехия

Карловы Вары (Карлови-Вари) – всемирно известный бальнеологический курорт, расположенный на северо-западе Чехии в живописнейших предгорьях Судет, в узкой долине реки Тепла. По преданию, целебные источники обнаружил в 1358 Король Карл IV (Великий) во время охоты на оленя. В Карлсбаде с глубины в два километра бьют 12 горячих целебных источников, которые полезны «для особ флегматического расположения, ведущих сидячую жизнь, более утомляющих разум, нежели тело, и затрудняющих пищеварение».

На курорте, входившим в состав Австро-Венгрии, в свое время отдыхали И.-С. Бах, Г. Лейбниц, И.-В. Гете, Ф. Шиллер, Л. Бетховен, Н. Паганини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, Р. Шатобриан, К. Маркс, А. Дворжак, И. Брамс, Р. Штраус, З. Фрейд и многие другие европейские знаменитости. Распорядок дня отличался строгой размеренностью: «Утро бывает употреблено для питья вод… остальная часть дня посвящается прогулкам. Вечером собираются “на старом лугу” слушать музыку». «Карлсбад – место превосходное; это – сокровищница здоровья, стоящая своей славы», – писали путеводители.

У русских курорт пользовался большой популярностью. Согласно местной хронике, они стали посещать Карлсбад с начала XVIII века. В 1711–1712 здесь лечился водами Петр Великий (его дом сохранился), у которого и возникла мысль об устройстве православной церкви. В 1877 на смотровой площадке, расположенной на высокой скале, откуда открывается чудесный вид на город, был установлен бюст Петра I и мемориальная доска с именами особ русского царствующего дома, лечившихся на курорте. Это – вел. кн. Мария Павловна, приезжавшая из Веймара, вел. кн. Михаил Павлович и его супруга вел. кн. Елена Павловна, Императрицы Александра и Мария Феодоровны, вел. кнн. Мария и Александра Николаевны, вел. кнн. Алексей и Сергей Александровичи.

Курорт посещали К. Н. Батюшков, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев. В 1851 петербургская газета «Северная пчела» писала: «Карлсбад излюблен русскими; он привлекает их национальные симпатии более, чем какой-либо другой курорт; он воскрешает в их памяти славное прошлое и здесь они могут чувствовать то высокое положение, которого они достигают на чужой земле. Это особое расположение ведется со времен Петра Великого». В Карлсбаде был даже источник под названием «Русская корона». Уже в 1850-е в сезон сюда приезжало до 500 русских больных.

В 1858 член городского управления доктор Мандль обратился к российскому правительству с запиской «о необходимости соорудить в Карлсбаде православную церковь». Дело нашло отклик среди русских посетителей курорта, и к 1862 было собрано 4 тыс. руб. В этом же году вышел австрийский закон о веротерпимости, что подвело под замысел юридическую базу. 22 июля 1863 Император Александр II разрешил постройку храма, но прошло много лет, прежде чем она началась.

Огромная роль в создании храма принадлежит вел. кн. Елене Павловне, которая часто лечилась на курорте. По ее инициативе 29 июня 1862, в праздник апостолов Петра и Павла, в Карлсбаде был создан комитет, который открыл подписку по сбору пожертвований. В его работе принимали активное участие гофмейстер гр. А. И. Мусин-Пушкин, гр. А. П. Шувалов и петербургский митрополит Исидор. Попечительницей стала сама Елена Павловна, которая пожертвовала 4000 руб. серебром.

Первоначальный проект церкви разработал русский архитектор акад. К. А. Ухтомский. Городское управление, благодаря поддержке бургомистра И.-П. Кноля, готово было выделить безвозмездно «возвышенное, открытое и довольно обширное место» на улице Шлоссберг (ныне – ул. Короля Георга). Мусин-Пушкин, будущий староста церкви, в начале 1863 сообщил митрополиту Исидору, что подыскал место «у подошвы горы, где, по преданию, Петр Великий, в бытность свою в Карлсбаде, своеручно водрузил крест». Однако на строительство требовалось около 15 тыс. руб. серебром, которых у комитета не было. От участка пришлось отказаться и позднее на нем появилась англиканская церковь.

Сбор пожертвований был продолжен, а тем временем в «Богемском зале» фешенебельного гостиницы «Пупп» поставили походную церковь, предоставленную вел. кн. Еленой Павловной. 29 августа 1863 прот. Василий Войтковский из Ирома освятил ее во имя апп. Петра и Павла в память о Петре Великом. Эта церковь действовала только в курортный сезон (середина мая – сентябрь), и в ней тоже собирали пожертвования, но за 1864 удалось собрать всего 300 руб. По словам Войтковского, без благотворителя «трудно, кажется, будет приступить к постройке церкви, равно и к покупке места на собранные уже небольшие деньги, хотя нельзя не согласиться, что с течением времени лучшие места в Карлсбаде застраиваются и чрезвычайно подымаются в ценах».

30 сентября 1865 русское общество приобрело у Е. Бурхгард за 18 тыс. гульденов двухэтажную виллу «Вашингтон» на Мариенбадской улице. В ней, на верхнем этаже, местным архитектором Густавом Гейном была устроена, по проекту петербургского зодчего Юлиуса Мейбома, постоянная домовая церковь на 100 человек, освященная 29 июня 1866 вышеупомянутым прот. Войтковским. Помещение украшал пожертвованный Еленой Павловной дубовый двухъярусный иконостас, образа для которого написал акад. Е. Д. Тюрин. Церковным старостой до 1877 оставался гр. А. И. Мусин-Пушкин; затем его место заступил П. П. Игнатьев.

Первое время (1864–1873) в курортную церковь приезжал служить причт из Ирома, а с 1877 – из Праги. Молящихся с каждым годом становилось все больше, ибо на богослужения приходили помимо русских сербы, румыны, греки, болгары и даже русины-униаты. Необходимость отдельного большого храма ощущалась все острее, с чем была согласна и новая попечительница – вел. кн. Екатерина Михайловна. Домовая церковь уже не могла вместить всех верующих, несмотря на то, что при прот. Александре Лебедеве в 1882–1883 архитектор Мадером сделал в ней перепланировку и расширение.

В 1872, во время празднования 200-летия со дня рождения Петра Великого, на новую церковь были внесены крупные пожертвования. Первый взнос в тысячу гульденов сделал московский купец Д. С. Лепешкин, затем в 1891 кн. А. И. Кантакузен, не раз бывавшая в Карлсбаде, завещала 15 тыс., а староста церкви д. т. с. А. А. Абаза, секретарь вел. кн. Елены Павловны, пожертвовал 3600 гульденов. В следующем году Синод дополнительно отпустил 3 тыс., Император – 5 тыс. руб. По инициативе православных чехов-колонистов сбор пожертвований проходил и на Волыни, где они жили.

Когда к 1893 большая часть средств была собрана, неутомимый настоятель прот. Николай Апраксин провел переговоры с местными властями. В результате за 183 317 гульденов был приобретен участок в лучшей части города, так называемом Вест-энде. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия (Раева) закладку нового храма его настоятель произвел 29 июня 1893, в день престольного праздника. При закладке тысячу рублей пожертвовал граф А. В. Орлов-Давыдов. Строительство возглавил автор проекта – архитектор Густав Видерман из Франценсбада. Как доказал местный краевед проф. К. Нейдл, Видерман использовал проект Ухтомского, но исправил ошибки «в обрисовке общего силуэта и в смешанности деталей разных стилей», на которые указали академики М. Т. Преображенский и С. В. Садовников. Стройке помогало городское управление – кирпич отпускался со скидкой.

Через год здание, стоящее на склоне холма было вчерне готово и 27 июля 1894 на него подняли крест, в связи с чем журнал «Церковный вестник» писал: «Не напомнит ли крест православный хоть потомкам прежних славян-аборигенов, что под знаменем этого креста они успешно сопротивлялись своему врагу?». В 1895 шла отделка, с осени 1896 начались службы, так как особняк, где находилась домовая церковь, подлежал сносу.

Архитектура однокупольного храма восходит к московским и ярославским церквам XVII века и отличается декоративностью и множеством сложных элементов. Длина стоящего на двух уровнях здания составляет 41, ширина – 14, высота – 21, высота шатровой колокольни – 40 м. С нижнего уровня устроено шатровое крыльцо с галереей на ползучих арках. Храм с хорами может вместить около 500 человек. Для звонницы из России были привезены шесть отлитых из старых пушек колоколов – дар Николая II. В Инсбруке, на пожертвования волынских чехов, изготовили витражи с изображением Спасителя, свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также чешских святых – князя Вячеслава (Вацлава) и княгини Людмилы. Иконостас был перенесен из прежней домовой церкви.

28 мая 1897 прот. Александр Лебедев, настоятель Казанского собора в Петербурге, в сослужении духовенства из русских храмов в Европе, совершил в присутствии принца Петра Александровича Ольденбургского торжественне освящение нового храма. Царский двор представлял секретарь российского посольства в Вене Нелидов.

К этому дню из Петербурга было прислано все необходимое: иконы, утварь, напрестольные кресты, Евангелия, облачения. Евхаристические сосуды пожертвовала А. П. Фетисова, ковры – Н. В. Бланк и М. Н. Бакланова. Позднее вклады от духовенства и верующих поступали постоянно. Особо памятны дары Императора Николая II, сделанные в 1897–1899: аналойные иконы свт. Николая и благв. кн. Александра Невского в эмалевых окладами, алтарный образ Спаса Нерукотворного и образ Божией Матери Почаевской. Императрица Мария Феодоровна в 1897 подарила икону св. Марии Магдалины; гр. Е. В. Толстая пожертвовала брачные венцы; И. Н. Еренцов – клиросные киоты с иконами «Успение» и «Исцеление расслабленного».

Среди других даров следует также отметить: храмовую икону апп. Петра и Павла, две настенные иконы свв. мцц. Веры, Надежды, Любви и Софии, блаж. Андрея, Христа ради юродивого, запрестольный и напрестольный кресты, хоругви и «пудовое» Евангелие. Архиепископ Варшавский Иероним, уезжая с курорта, поднес алтарную икону Казанской Божией Матери, епископ Климент – Нерукотворного Спаса. Бронзовое паникадило с хрустальными украшениями и настенные светильники – вклад И. И. Радди. В 1903–1907 на пожертвования русских отдыхающих (их бывало уже до двух тысяч в год – 5 % общего числа), четыре малых купола храма были покрыты медью и разведен церковный сад, в котором стоит двухэтажный дом священника.

Первым настоятелем новопостроенной и приписной к Праге церкви был в 1897–1901 прот. Николай Апраксин, заботами которого она и была возведена при активном содействии старосты – д. т. с. Анатолия Николаевича Куломзина. После Апраксина в церкви служил прот. Николай Рыжков, тоже приезжавший из Праги. При нем в подвальном помещении устроили библиотеку с читальным залом, в которую граф М. М. Толстой пожертвовал собрание русских классиков. Велись переговоры о постройке близ церкви «Русского дома» для малоимущих больных, на что в 1902–1914 были собраны нужные средства.

22 августа 1908, в 25-летнюю годовщину смерти И. С. Тургенева, при церкви был создан Тургеневский фонд для увековечения памяти писателя, в 1874–1875 жившего в Карлсбаде, а также Н. В. Гоголя, в 1846 посетившего курорт. В 1912, к 200-летию пребывания в Карлсбаде Петра Великого, на лестнице со стороны нижней Садовой улицы, была установлена мемориальная доска с изображением Петра I в виде каменщика.

В начале ХХ века жизнь в тихом и уютном Карлсбаде была недорогой и очень благоустроенной. Курортный сезон начинался в мае и заканчивался в сентябре. К услугам больных был прекрасный курзал, парк, первоклассные гостиницы и пансионы. В некоторых магазинах говорили по-русски, в читальне курзала имелись русские газеты. Умерших хоронили на пригородном кладбище Драговице или отвозили в Россию.

Во время Первой мировой войны церковь была закрыта. В 1916 австрийские власти сняли золоченую медь с куполов и увезли в Вену колокола. После провозглашения Чехословацкой республики в 1918 храм вновь открылся, но богослужения совершались в нем только летом, по воскресным и праздничным дням. Храм был приписан к русскому приходу в Праге и до 1939 подчинялся Западноевропейской митрополии Вселенской Патриархии. Уйдя на покой, при нем жил архиепископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко), умерший здесь в феврале 1945 года.

После Второй мировой войны храм отошел к Московской Патриархии и его новым настоятелем был временно назначен архиепископ Антоний (Мариенко) из Харькова (его сменил в 1946 прот. Алексий Витвиницкий), но в 1951 он был передан Чехословацкой Автокефальной Православной Церкви. В 1978, по просьбе митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, Московская патриархия постановила открыть в церкви свое подворье, что 1 апреля того года сделал митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников). Настоятелем подворской церкви был назначен архим. Владимир (Иким), будущий архиепископ Ташкентский.

В 1980 в церкви началась реставрация, во время которой местный художник Милан Краузе поновил живопись. 14 апреля 1982 митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) освятил обновленный храм, но работы в нем продолжались до 1987 года. Внутри церковь была заново полностью расписана московскими художниками: Ю. Д. Милановым, В. Ф. Виноградовым, Б. В. Андреевым, С. А. Мерзляковым и прот. Герасимом Ивановым. Под зданием в 1984–1986 был оборудовали приходский зал. Вся территория подворья была благоустроена и обнесена оградой на средства Министерства культуры Чехословакии.

Находясь в мае и октябре 1985 в Карловых Варах на лечении, Патриарх Московский и всея Руси Пимен подарил храму металлическое золоченое с эмалью облачение на престол, жертвенник, евхаристические сосуды, два напрестольных креста и архиерейское кадило.

12 июля 1997, в престольный праздник, состоялось торжественное богослужение в честь 100-летия храма. Служили: митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, настоятель подворья, русское и чешское духовенство. На юбилей были приглашены послы всех славянских государств, представители различных христианских Церквей и другие высокие гости. В этот день здание не смогло вместить всех желающих – людям пришлось стоять на улице. Отреставрированный и приведенный в идеальный порядок храм встретил свое столетие торжественно и достойно.

На подворьи с 2000 служит молодой о. Геннадий Будько. На воскресной литургии бывает 40–50 человек, в основном недавно прибывших из России. Хором более полувека руководил Р. Д. Карякин, скончавшийся в мае 1999 года. Он был одним из последних русских эмигрантов т. н. первой волны.

Церковь в Карловых Варах – великолепный памятник русской архитектуры, находящийся под охраной государства, а для православных верующих – светлая отрада и утешение. Так как новая эмиграция из России нарастает, сегодня русская речь слышна в городе столь же часто, как в былые времена.

Адрес: ul. Krále Jiřiho, 20, СZ-36001 Karlovy Vary

Библиография:

* РГИА. Ф. 381. Оп. 44. Д. 20359; Ф. 533. Оп. 1. Д. 247; Ф. 797. Оп. 30 (2 отд. 2 ст.). Д. 360; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 55. Д. 30; Оп. 85. Д. 19; Оп. 106. Д. 8.

Русский Карлсбад. Календарь. Прага, 1873.

Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1874. № 286. С. 346, 353.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1893. № 31. С. 1142–1144; 1894. № 33, С. 522–524.

Затлоукаль Ф. Ф. Курорт Карлсбад и его целебное значение. Карлсбад, 1897. С. 32.

Апраксин Н. Благодарственное слово по освящению Карлсбадской православной церкви и отчет о приходе и расходе сумм на построение сей церкви. Прага, 1898.

Гаттлер А. Ф. Россия в Карлсбаде. Карлсбад, 1902.

Братский вестник. 1906. С. 143–147.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 126–141.

Русский Карлсбадский ежегодник на 1910 год. Прага, 1910.

Журнал Московской Патриархии. 1982. № 7. С. 12–13.

Еп. Владимир (Иким). Подворье Русской Православной церкви в Карловых Варах. Прага, 1987.

C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 105–106.

Три века синтеза церковного и светского искусства. Материалы научной конференции. Ораниенбаум, 2003. С. 96–101.

Loew. Chronik der weltberühmten Kur-und Badestadt Karlsbad. Karlsbad, 1874.

Hlás Pravoslavi. 1997. № 6. S. 182–184.

Сайты:
Приложения:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.03.2014