УРВАНЦОВ Михаил Львович

Ourvantzoff M.

4 сентября 1897 (С.-Петербург) – не ранее 1976. Театральный художник, живописец, график.

Из дворян. Сын драматурга, прозаика и критика Льва Николаевича Урванцова (1865–1929). Учился в С.-Петербурге у Н. К. Рериха и М. В. Добужинского. Известен выполненный им экслибрис М. Н. Крищенского (1910). С 1914 работал художником в Мариинском театре под руководством А. Я. Головина. В 1920 участвовал в оформлении первомайского массового действа «Гимн освобожденному труду» у здания Биржи на Васильевском острове.

В начале 1920-х приехал в Берлин, провел две персональные выставки (1923). В 1926 исполнил декорации и костюмы для нескольких постановок в кабаре Яши Южного «Синяя птица». Был замечен австрийским драматургом Й. Грегором, который пригласил его в Вену. В 1927–1928 оформил в Вене танцевальную пантомиму «Волчок» Й. Грегора, использовав модернистский кабаре-стиль. В 1928 приехал в Прагу; оформил оперу «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в Национальном театре и устроил выставку театральных эскизов (1928).

Поселился в Аргентине. Работал в театрах Буэнос-Айреса, писал акварельные пейзажи. Участвовал в групповых выставках. Исполнил фрески в католическом соборе св. Розы, в частности, запрестольный образ Богоматери Вечной Помощи в русском стиле. В 1948 совершил выставочное турне по Аргентине, Боливии и Перу; затем обосновался в Лиме. Посещал Нью-Йорк, где провел выставку в галерее Carnegie-Leger (1951).

В 1951 по приглашению католической организации приехал в Испанию для исполнения церковных росписей. Показал в Мадриде выставку пейзажи древней столицы инков Куско. В 1954 вновь приехал в Испанию и остался в Мадриде. Много путешествовал по стране. Писал пейзажи провинций по заказу журнала Испанского географического общества, исполнял заказы на монументальные работы, расписывал храмы. В 1954 провел две персональные выставки «Замки Испании» в Музео Романтико и в Сентро Галлего в Мадриде, после чего последовали его выставки в Сантьяго-де-Компостела, Барселоне и Куэнке. Министерство туризма Испании купило 22 его акварели, а Министерство иностранных дел планировало его выставочное турне по Латинской Америке. Выпускал альбомы рисунков и литографий, посвященных испанской истории (серия «Lugares históricos»), образам и типам современной Испании и Латинской Америки.

Представлен во многих собраниях Испании, Аргентины и Перу, а также в Австрийском театральном музее в Вене (театральные эскизы).

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 1568. Оп. 1. Ед. хр. 194.

* ХРЗ; AI 8/924; Toman 2/627–628.

Митрохин Д. И., Нерадовский П. И., Соколовский А. К. Книжные знаки русских художников. СПб., 1922. С. 190.

Эмерик-Боцарис Е. Выставка русского художника М. Л. Урванцова в Мадриде // Русская мысль (Париж). 1951. 25 дек.

Эмерик-Боцарис Е. Русские художники в Мадриде // Русская мысль (Париж). 1953. 10 июля (№ 570).

Сазонов Р. Михаил Урванцов // Возрождение. 1954. № 36.

Голлербах С. Свет прямой и отраженный: Воспоминания, проза, статьи. СПб.: Инапресс, 2003. С. 754-758.

Jushny’s Theater Der blaue Vogel, V & VI Programmheft. Berlin, 1926.

Gregor J., Fülöp-Miller R. Das russische Theater, sein Wesen und seine Gerschichte mit besondere Berücksich-tigung der Revolutionsperiode. Wien, 1927. P. 38.

Lesák B. Russische Theaterkunst. 1910–1936. Bühnenbild- und Kostümentwürfe, Bühnenmodelle und Theaterphotografie aus der Sammlung des Östereichischen Theatermuseums. Wien, 1993. P. 38, 70, 72, 77.

Альбомы:

Alcala de Henares. Madrid, 1957.

Apuntos Peruanos, Madrid, [1963].

Apuntos Madrilenos. T. 1–2. Madrid, 1964–1968.

La Saga de Colon. Madrid, 1967.

La Familia. Madrid, 1968.

Isabel la Católica. Madrid, 1968.

Fernando el Católico: Litografías originales de Miguel Ourvantzoff / Prólogo de José Sanz y Díaz. Madrid, 1968.

Trajes masculinos de la epoca. Madrid, 1969.

Caballeros. Madrid, 1969.

Costumbres. Dibujos originales de Miguel Ourvantzoff / Prólogo: Paúl Lacroix. Madrid, 1969. Garcilaso. Sonetos. Madrid, 1974.

Jordi di San Jordi. Madrid, 1974.

Dona Pipota. [Madrid, 1974].

Belmonte. Madrid, [1975].

Apuntos Suramericanos. T. 1–3. Madrid, [s. a.].

Apuntоs del Altiplano Norte Argentina y Bolivia. Madrid, [s. a.].

Библиотека
сайта:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

08.08.2012