СКРЫГИН Георгий (Жорж) Владимирович
Skrygin G.
4 август 1910 (Одесса) – 31 октября 1997 (Белград). Фотограф, кинооператор, режиссер.
Из дворянской семьи. Сын капитана Владимира Александровича Скрыгина, участника Русско-японской и Первой мировой войны. В 1919 эвакуировался с отцом из Одессы в Варну. В 1920 семья поселилась в Королевстве СХС. Учился в Крымском кадетском корпусе в г. Бела-Црква и в Русской гимназии в Загребе. Подрабатывал, танцуя в театре оперетты; окончил студию балерины Маргариты Фроман.
С 1930 работал танцором Хорватского национального театра. Свободное время посвящал фотографии. В начале 1930-х стал членом фото-клуба «Загреб» и сблизился с кружком мастеров, составивших впоследствии «Загребскую школу фотографии». В дальнейшем стал признанным художественным фотографом театрально-артистической среды Загреба, мастером психологического портрета. Эпизодически обращался к острым социальным темам. Участвовал во Всеславянской выставке в Загребе (1935, «Кузница») и в Фотосалоне в Будапеште (1935, серия ню), снискав похвалу критики. Получил высшие призы за фотоработы «Акт» (1934; Будапешт, Торонто, Вена), «Ванда» (1936; Загреб, Любляна, Антверпен, Париж, Бостон), «Пейзаж-Лик» (1939; Буэнос-Айрес, Париж), «Тоска» (1940; Берлин). В 1937 ему было присвоено звание чемпиона Югославии по художественной фотографии. Работы публиковались в зарубежных журналах «Rundschau», «American», «Life», «Time».
В 1939 входил в кружки артистов социалистической ориентации. После оккупации Югославии и отделения пронацистской Хорватии присоединился к партизанам, прошел с ними всю войну, участвовал в создании и деятельности Театра народного освобождения при Верховном штабе Тито (1942). В апреле 1942 с фотоаппаратом пробрался на освобождаемую партизанами территорию, чтобы запечатлеть сцены боев. Фотоработы военных лет стали уникальными документами народно-освободительной борьбы. Многие из них вошли в монографию «Война и сцена» (1968); некоторые позже были удостоены призами: «Поступь смерти» (1943; Белград, Загреб, Любляна, Лейпциг, Париж), «Убежище» (1943; Нью-Йорк, Париж), «Мать-Кнежполька» (1944; Лейпциг, Белград, Париж). В 1944 недолгое время был художественным руководителем балета и оперы при Национальном театре в Белграде.
В послевоенные годы начал работать в кинематографе. Сотрудничал в съемках советского фильма «В горах Югославии» А. М. Ромма (1946), был кинооператором первого послевоенного югославского художественного фильма «Славица» (1947), оператором и со-постановщиком документальной картины «По следам 4-го и 5-го наступлений» (1947). Снял 11 документальных фильмов и поставил 8 художественных кинокартин. Многие годы был секретарем Союза работников кино Югославии.
До последних дней продолжал заниматься художественной фотографией, считая, что только в этом жанре смог «выразить драматизм всего пережитого и прочувствованного». Провел персональные выставки в Белграде (1951, 1977, 1983 и 1995), г. Пала, Хорватия (1980) и Париже (Центр Ж. Помпиду, 1986).
Удостоен многих югославских наград и французского ордена «Mérite Civique». Личный архив художника хранится в Музее кинотеки в Белграде.
Библиография: |
Ostojić S. Rat, revolucija, ekran. Zagreb, 1977. Жорж Скригин. Ратне фотографиjе. Каталог. Београд, 1977. Протиħ Ђ. Светлости револуциjе. Приштина, 1978. Žorž Skrigin. Ratne fotografije 1943–1983. Beograd, 1983. Žorž Skrigin. Fotografije, plakati. Kulturni centar Beograda, april-maj 1995. Beograd, 1995. Црњански Б. Непролазно сведочанство // Дневник (Нови сад), 5.11.1997. Малиħ Г. Маjстор простора и светлости // Политика (Београд), 8.11.1997. Сочинения: Rat i pozornica. Beograd, 1968 (265 фотографий). Моje фотографиje // Руси без Русиje – Српски Руси. Београд-Беочин, 1994. |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
08.12.2012 |