БАРСАК Андрей (Андре) Петрович

Barsacq, André

А. Барсак

24 января 1909 (Феодосия) – 3 февраля 1973 (Париж). Художник театра и кинематографа, режиссер-постановщик.

Сын француза садовода Пьера-Жозефа Барсака и Ольги Адольфовны Рублевой. Младший брат художника Л. П. Барсака. В 1919 после смерти отца переехал с матерью и братом в Париж. В 1920–1925 учился в муниципальной школе и в лицее Генриха IV, по окончании которой поступил на архитектурное отделение Национальной школы декоративных искусств. В 1929 женился на Миле Марковне Клячко, племяннице и наследнице Л. С. Бакста.

С 1927 – художник театра «Ателье», возглавляемого Шарлем Дюлленом. Работал над сценографией постановок «Вольпоне» по пьесе Б. Джонсона, «Хитрый план щеголей» Дж. Фаркера и «Сын Дон-Кихота» П. Фондена (1928–1930).

В 1930–1931 работал сценографом в театре «Группа пятнадцати» («Compagnie des Quinze») под руководством режиссера М. де Сен-Дени. Выполнил эскизы декораций для оперы «Буржуа из Фалеза» Мориса Тирье (костюмы Л. С. Бакста) в Опера-Комик. В 1933 вместе с Ж. Копо осуществил постановку мистерии «Санта-Улива» в церкви Санта-Крочи во Флоренции. В 1934 оформил мелодраму-балет «Персефона» на музыку И. Ф. Стравинского (балетм. К. Йосс) и балет «Семирамида» А. Онеггера (балетм. М. М. Фокин, сценография А. Н. Бенуа) для выступлений труппы Иды Рубинштейн в Гранд-Опера.

В 1936–1939 вместе с Ж. Дасте, М. Жакмоном и Людмилой Питоевой создал передвижной театр «Четыре сезона» («Quatre Saisons»). Выезжал с труппой театра на гастроли по многим городам Франции, в США и Бразилию. Сотрудничал также в драматических театрах «Vieux-Colombier», «Мадлен», «Порте Сен-Мартин». В ряде постановок выступал одновременно в роли художника и режиссера.

В 1928 впервые исполнил кинодекорации для фильма «Деньги» М. Л’Эрбье. В последующие годы работал на постановкой фильмов «Парижские тайны» Ф. Гандеры (1935), «Южный почтовый» П. Биллона (1937), «Йошивара» М. Офюльса (1937), «Коварный лис» М. Тоурнера (1941), «Добродетельная Катрин» М. Лебриера (1943) и др. В 1952 снял свой единственный фильм «Красный занавес».

С 1940 – директор театра «Ателье». До середины 1950-х работал в театре как художник и режиссер, впоследствии сосредоточился почти исключительно на режиссуре. Поставил десятки спектаклей, многие из русского классического репертуара: «Ревизор» Н. В. Гоголя (1948), «Чайка» (1955), «Медведь» (1958), «Три сестры» (1966) А. П. Чехова, «Братья Карамазовы» (1945), «Идиот» (1966), «Преступление и наказание» (1972) по романам Ф. М. Достоевского, «Клоп» В. В. Маяковского (1959), «Лес» А. Н. Островского (1970) и др. Декорации ко многим спектаклям исполнил А. Л. Бакст (двоюродный брат жены). Ставил также спектакли в театрах «Comédie-Française», «Odeon», «Renaissance», «Habima» (Тель-Авив), эпизодически работал в кино и на телевидении. В 1952 член французского комитета по празднованию 100-летия со дня смерти Н. В. Гоголя. В 1955 за постановку «Чайки» получил премию «Доминик» как лучший режиссер года. Как театральный художник участвовал в Осеннем салоне (1934, 1944–1946).

Выпустил книгу «Театр Гоголя» (издательство Галлимар, 1950; переиздания – 1955 и 1970), в которую вошли его переводы пьес «Ревизор», «Женитьба» и «Игроки». Подготовил двухтомник «Театр Тургенева» (издательство Деноэль, 1963), который стал первым во Франции изданием пьес этого писателя.

В 1948 стал основателем и президентом Национального синдиката режиссеров, с 1967 – почетный президент профсоюза деятелей сцены. Кавалер ордена Почетного легиона (1950).

В 1957 посетил СССР во главе делегации французских театральных деятелей. В 1965 и 1971 совершил со своим театром гастрольное турне по СССР.

Умер от инфаркта во время работы над постановкой пьесы Ю. О’Нила «Долгое путешествие в ночи». Похоронен на кладбище Батиньоль под общим надгробием с Л. С. Бакстом.

Личный архив художника передан его женой и детьми в Библиотеку Арсенала. В 1978 мемориальная выставка художника прошла в Национальной библиотеке в Париже. В 1981 его работы экспонировались на выставке «Москва–Париж».

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ.

Фицхелаурова М. Беседа с Андре Барсаком // Русская мысль, 1971, 4 февраля.

Лидарцева Н. Умер Андре Барсак // Русская мысль, 1973, 22 марта (№ 2935).

Кашина-Евреинова А. Андре Барскак. 50 лет театра // Русская мысль. 1978. 2 февр.

Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. М., 1986. С. 38.

Минц Н. В. Театральные коллекции Франции. М., 1989. С. 319-357.

André Barsacq: Cinquante ans de théâtre. Paris, 1978, 180 p., il.

André Barsacq, un décorateur au carrefour de la réflexion scénique du XXe siècle / Préface de Jean-Noël Jeanneney. Paris: Bibliothèque nationale de France, 2004.

Jean-Louis Barsacq, Place Dancourt. La vie, l’œuvre et l’Atelier d’André Barsacq. Paris: Gallimard, 2005.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.04.2011