ТЕНИШЕВА (урожд. Пятковская, в первом браке Николаева) Мария Клавдиевна, княгиня

Tenicheva Marie (née Piatkovski, en premières noces Nikolaeff), princesse

Кнг. М. К. Тенишева. Фото 1910-х.

20 мая / 1 июня 1858 (С.-Петербург) – 14 апреля 1928 (Воскрессон, близ Парижа). Художник прикладного искусства, общественный деятель, меценат и коллекционер.

Незаконнорожденная дочь дворянки Пятковской. Окончила гимназию Спешневой в С.-Петербурге. Рано вышла замуж за Р. Н. Николаева, у них родилась дочь Мария. Вскоре оставила мужа и уехала с дочерью в Париж. Училась в оперной школе немецкой певицы Матильды Маркези, выступала (сопрано) на профессиональной оперной сцене под именем Марии Дерсен (по фамилии отчима). Занималась рисованием у гравера Жильбера. В 1886 вернулась в С.-Петербург. Поступила в ЦУТР, училась у Я. Ф. Ционглинского, Н. А. Гоголинского, И. Е. Репина. В 1896 вновь уехала в Париж, посещала академию Р. Жюльена, училась у Ж.-П. Лоранса и Б. Констана, брала уроки у Л. Бонна.

В 1892 вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843–1903), промышленника и мецената. Благодаря состоянию мужа и его увлеченностью искусством смогла осуществить значительные общественно-культурные начинания. Поселились с мужем в приобретенном им имении Хотылево в Брянском уезде Орловской губернии на берегу реки Десны. Здесь, близ Бежицкого завода, организовала ремесленное училище, а также столовую и клуб для рабочих завода.

В 1894/1895 основала в собственном доме в С.-Петербурге (Галерная ул., 13) студию живописи и рисунка для подготовки к поступлению в ИАХ (школа кн. М. К. Тенишевой). Студией руководил Репин; в ней прошли подготовку многие известные художники, в том числе И. Я. Билибин, Е. К. Маковская, С. В. Чехонин, З. Е. Серебрякова. В 1896 при участии Репина организовала рисовальную школу в Смоленске.

В 1893 приобрела имение Талашкино и хутор Флёново в Смоленской губернии, создала в них центр народных художественных промыслов. Организовала при сельской школе учебные мастерские прикладного искусства: столярную, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическую, окраски тканей и вышивания. С 1900 мастерские возглавлял С. В. Малютин. В Талашкине гостили и работали В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. В. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, П. П. Трубецкой и др. В 1901 провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине; для продажи этих изделий открыла в Москве магазин «Родник». Построила в Талашкине кабинет «Теремок», все предметы убранства были сделаны в мастерских. Во Флёнове построила храм Святого Духа с росписями и мозаикой Рериха. В 1900 на Всемирной выставке в Париже за заслуги перед искусством была избрана Почетным членом Общества Осеннего салона.

Составила обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизацию которой поручила А.Н. Бенуа. В 1897 устроила выставку своего собрания, в 1898 подарила около 500 работ готовящемуся к открытию Русскому музею императора Александра III. В 1898 вместе с С.П. Дягилевым была учредительницей журнала «Мир искусства» и финансировала журнал. В 1899 участвовала в организации первой выставки журнала «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. В 1906 помогла Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства в парижском Осеннем салоне.

С помощью знатока русской старины И.Ф. Барщевского собрала большую коллекцию икон и предметов народного творчества. В 1906–1908 дважды выставляла ее в Париже. Коллекция составила основу музея «Русская старина», который в 1911 был передан ею в дар городу Смоленску. Участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и его окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 стала почетным членом этого института и почетной гражданкой г. Смоленска.

Занималась искусством эмали и инкрустации. Исполнила напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями (1908–1911), медное блюдо с разноцветной эмалью для торжественной передачи ключей Смоленского музея директору Московского археологического института (1911), серебряную позолоченную икону Богоматери с эмалевыми портретами царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых (1913).

Выставляла свои эмали в салоне Национального общества изящных искусств в Париже (1906–1908). Стала членом Национального общества изящных искусств и Союза декоративных искусств. Блюдо с эмалью приобрел Люксембургский музей Парижа. В 1914 показала эмали в Риме, получила диплом итальянского Министерства просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.

Проводила теоретические и экспериментальные исследования в области эмали. Совместно с французским художником-эмальером Жакеном работала над созданием эмали новых оттенков. В 1916 защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст диссертации, утраченный в годы революции, был восстановлен по черновым наброскам и опубликован А. П. Калитинским в Праге в 1930.)

В 1918 уехала во Францию. Жила в свое имении в Вокрессоне, близ Парижа, вместе с двоюродной сестрой кнг. Е. К. Святополк-Четвертинской и горничной Лизой. Оборудовала мастерскую и продолжала создавать художественные эмали. Выставлялась в Осеннем салоне и салоне Марсова поля, участвовала в Выставке русского искусства в галерее Devambez (1921) и выставках в Лондоне. Открыла школу-мастерскую для детей эмигрантов. Устраивала у себя вечера воспоминаний, на которых присутствовали И. Я. Билибин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, Ф. А. Малявин, К. К. Рауш фон Траубенберг и др. Была награждена орденом Академических пальм.

Умерла от базедовой болезни. Похоронена на кладбище в Ла Сель-Сен-Клу, близ Парижа. В начале 1930-х Святополк-Четвертинская передала оборудование ее мастерской, материалы и технологические рецепты Т. Н. Родзянко для организации Школы эмалевого искусства в Праге. Русское историко-генеалогическое общество во Франции посмертно опубликовало мемуары художницы и издало памятный альбом «Храм Святого Духа в Талашкине». Портреты художницы неоднократно писал И. Е. Репин, ее скульптурный образ создал кн. П. П. Трубецкой (1898).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1895. Д. З-11; Оп. 12. 1896. Д. З-1; Оп. 2. 1897. Д. З-26.

* РЗФ; AI 11/629.

Талашкино: Изделия мастерских кн. М. К. Тенишевой. СПб., 1905.

Билибин И. Памяти М. Кл. Тенишевой // Возрождение (Париж). 1928. 19 апр. (№ 1052).

Кондаков С. Кн. Тенишева // Возрождение (Париж). 1930. 6 марта.

Львов Д. Малое и Большое Талашкино: К десятилетию кончины его создательницы кн. М. К. Тенишевой // Иллюстрированная Россия. 1938. № 40. С. 12.

Храм Святого Духа в Талашкино: Альбом / Пред. А. П. Калитинского и В. Рябушинской. Париж, 1938.

Белогоруев И. Талашкино. Смоленск, 1950.

Щербатов С. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк, 1955.

де Клапье О. Княгиня Мария Тенишева: (К сорокалетию кончины) // Возрождение (Париж). 1968. № 194. С. 75–97.

И. Е. Репин: Избранные письма. 1867–1930: В 2 т. / Сост. И. А. Бродский. Т. 2. М., 1969. С. 244.

Журавлева Л. С. К 100-летию со дня рождения М. К. Тенишевой // Материалы по изучению Смоленской области. Вып. 7. М., 1970. С. 360–374.

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / Сост. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л.: Художник РСФСР, 1971. (Указ.).

Журавлева Л. С. Жизнь, отданная искусству // Художник. 1971. № 7. С. 50.

Талашкино: Альбом / Сост. Б. Ф. Рыбченков, А. П. Чаплин. М., 1973.

Журавлева Л. Теремок. М., 1974.

Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974. С. 509 (указ.).

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

Журавлева Л. Бенуа и Тенишева // Художник. 1980. № 9. С. 60.

Она же. Репин и Тенишева // Художник. 1989. № 2. С. 55–57.

Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост., авторы вступ. ст. и примеч. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л., 1985–1989. (Указ.).

Тенишевские эмали // Творчество. 1989. № 11. С. 17–19.

М. К. Тенишева и «Мир искусства» // Искусство. 1990. № 2. С. 71–74.

Валуев Д. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева // Русская мысль (Париж). 1996. 18–24 апр. (№ 4122).

L’art et les artistes. 1908. Jan. (N 34). P. 480–484.

Beaux-Arts. 1928. N 9. P. 132.

Bowlt J. E. Two Russian Maecenases Savva Mamontov and Princess Tenisheva // Apollo. 1973. Vol. 142, Dec.

Сочинения:

Эмаль и инкрустация / Предисл. А. П. Калитинского, Н. К. Рериха, Е. К. Святополк-Четвертинской. Прага, 1930.

Впечатления моей жизни / Вступ. ст. Н. И. Пономаревой. Л., 1991; М., 2002 (1-е изд. – Париж, 1933).

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012