ВЕРEВКИНА (Верёвкина) Марианна (собств. Мариамна) Владимировна

Werefkin M.

М. В. Веревкина. Фото 1930-х.

29 августа / 10 [11]* сентября 1860 (Тула) – 6 февраля 1938 (Аскона, кантон Тичино, Швейцария). Живописец.

Дочь генерала от инфантерии Владимира Николаевича Верёвкина (1821–1896), участника обороны Севастополя и Русско-турецкой войны, и художницы Елизаветы Петровны Дараган; внучка писательницы и педагога Анны Михайловны Дараган (1806–1877). Детство провела в родительском имении Благодать Витебской губернии, получила начальное музыкальное образование и увлеклась рисованием. В 1876 окончила Мариинское женское училище в Вильно. С 1883 изучала живопись у профессора МУЖВЗ И.М. Прянишникова. В 1885 переехала в С.-Петербург, где отец вскоре был назначен комендантом Петропавловской крепости. Началась ее многолетняя дружба с И.Е. Репиным. В конце 1880-х Репин исполнил три ее портрета, в том числе «Портрет М.В. Веревкиной с перевязанной рукой», запечатлевший следы несчастного случая на охоте, после которого ей пришлось оставить игру на рояле и научиться рисовать левой рукой. В течение 10 лет брала уроки у Репина и долго состояла с ним в переписке.

В 1880-х ‒ начале 1890-х исполняла портреты и жанровые картины в манере передвижников: «Еврей» (1886), «Литвин» (1892), «Знаменщик лейб-гвардии Измайловского полка» (1892), «Отдание чести» (1896). Участвовала в выставке Первого дамского художественного кружка (СПб., 1886), 20-й выставке ТПХВ (СПб., 1892) и в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896). В 1891 познакомилась с учеником Репина А.Г. Явленским, который разделил с ней мастерскую и стал спутником ее жизни. В 1895 взяла в дом Елену Незнакомову.

В 1896, получив пенсию по утрате отца-кормильца, переехала вместе с Явленским в Мюнхен. В течение нескольких последующих лет была сосредоточена на поддержке творческой деятельности Явленского, жертвуя собственными занятиями живописью. В доме Явленского–Веревкиной на Giselastrasse в районе Schwabing бывали многие люди искусства, в том числе Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Элеонора Дузе, Сергей Дягилев, Игорь Грабарь, Франц Марк, Эмиль Нольде, Пауль Клее, Василий Кандинский.

В эти годы сосредоточилась на философских рассуждениях, которые сформулировала в виде дневника «Письма к неизвестному» (три толстых рукописных тетради, которые написаны в основном на французском языке, фрагменты – на немецком и русском). Литературная форма «Писем» становится проявлением своеобразных лирико-романтических отступлений в форме рассказов. Эти рассуждения не противоречат подлинному реализму, вместе с тем описание действительности изложено образным языком символов. Часть дневников и писем позже была опубликована директором Висбаденского музея Клеменсом Вейлером.

В живописи в 1900-е последовательно испытывала влияние югендстиля, импрессионизма и фовизма. На рубеже 1900–1910-х начала создавать экспрессионистско-символистские картины: «Сельская дорога» (1907), «Валторны» (1909), «Красное дерево» (1910), «Распятие» (1911). Многие пейзажи исполнила в живописной баварской деревушке Мурнау, где в 1907–1909 проводила каждое лето вместе с Явленским, Кандинским и спутницей последнего Г. Мюнтер. Приезжала в Вильно, где жил ее брат Петр Веревкин (1862–1946; д.с.с., в 1912–1915 – губернатор Ковенской губ., в 1915–1917 – губернатор Эстляндской губ.).

В январе 1909 была в числе основателей мюнхенского Нового общества художников. С 1912 участвовала в выставках авангардистского объединения «Der Blaue Reiter». В 1913 выставлялась в Первом немецком осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине. Участвовала в русских выставках: «Салон» С.К. Маковского (СПб., 1909), 1-й и 2-й «Салоны» В.А. Издебского (1909/1910 и 1911) и «Бубновый валет» (М., 1910/1911).

Накануне войны побывала в России. В сентябре 1914 в сопровождении солдатского конвоя, успев взять с собой лишь самое необходимое, с Явленским, Еленой Незнакомовой и их сыном Андреем Явленским-Незнакомовым выехала из Мюнхена в Швейцарию и поселилась в Санта-Пре, под Лозанной. В январе 1915 вместе с Явленским и Б. Цукерманом провела выставку в пользу Дамского комитета Красного Креста в Вильно (картины были присланы из Швейцарии). В 1917 переехала в Цюрих, в том же году провела небольшую выставку в галерее Korrai на Bahnhofstrasse, 19. В 1918 окончательно обосновалась в коммуне Аскона в Итальянской Швейцарии (кантон Тичино), где снимала апартаменты в пансионате «Meridian». После революции перестала получать пенсию, что серьезно сказалось на материальном положении. В 1921 окончательно порвала отношения с Явленским.

В 1919 провела выставки в Берне (вместе с П. Клее) и Цюрихе (вместе с А. Сегалом). Выставлялась в берлинской галерее Der Sturm (1917, 1921). Участвовала в выставках русских художников на ХII Международном биеннале в Венеции (1920), в Ганновере (галерея Garvens, 1921), на 1-й Международной художественной выставке в Дюссельдорфе (1922). Весной 1922 заняла должность директора музея современного искусства («Museo comunale di Ascona»), открывшегося на вилле дипломата Панкальди; передала в музей несколько своих работ.

В 1924 стала одним из организаторов художественного объединения «Der Groβe Bär» («Большая медведица») в Асконе (В.Хельбиг, О. Наймайер, Э. Фрик, А. Кохлер, Г. Маккоен, О. ван Райс и Р. Зивалд и др.). Вместе с группой открыла культурный центр «Горы Истины». Первая выставка объединения состоялась в Асконе в кафе «Webrano». Затем выставки проходили в «Museo comunale di Ascona», в Kunsthalle Берна и в Kunsthaus Цюриха. В 1928 вместе с группой провела выставку в берлинской галерее Nierendorf, в которой приняли участие также К. Шмидт-Ротлуф и К. Рольфс. Среди ее картин этого периода преобладали фантастические пейзажи и аллегорические картины. Выставки не приносили дохода, и все последние годы жизни художница сильно нуждалась. В 1936 написала последнюю картину «Церковь». В 1937 участвовала в ретроспективной групповой выставке «Семь звезд Большой Медведицы» в Сан-Кристофоро (Италия) и в Асконе.

Похоронена по православному обряду; обряд отпевания провел священник, специально приехавший из Милана.

Завещала все документы, письма, рисунки и живопись близкому другу последних лет Эрнесту Альфреду Айе. Он же предпочел отказаться от наследства, боясь конфискации, т.к. картины Веревкиной, как и работ других художников-экспрессионистов, были признаны нацистами образцами «дегенеративного искусства». Наследство перешло в руки Фрица Штекли, живущего в немецкой части Швейцарии, где впоследствии был основан Фонд Марианны Веревкиной. В 1967 по просьбе коммуны Асконы Фонд, созданный для изучения и пропаганды творческого наследия Веревкиной, переехал в Аскону и располагается теперь в музее современного искусства Museo Comunale d’Arte Moderna. 23 ноября 2002 в Мюнхене была торжественно открыта улица Marianne von Werevkin-Weg – Дорога Марианны Веревкиной.

Мемориальные выставки состоялись в Цюрихе (1938, 1955, 1965), Вуппертале (1959), Мюнхене, Ганновере и Западном Берлине (1989‒1990), Государственной Третьяковской галерее (2010).

__________________________

(*) В зарубежных источниках указывается дата рождения по новому стилю 11 сентября из-за неверного пересчета дат с Юлианского на Григорианский календарь.

Библиография:

* AI 1/914, 12/967, 14/1046, 16/583, 22/809, 28/1051; Wilhelmi.

Репин И. Е. Салон Издебского // Биржевые ведомости. 1910. 20 мая (веч. вып.).

Художник. Выставка картин М. Веревкиной, В. Цукермана и А. Явленского // Наша копейка (Вильно). 1915. 12 янв.

Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М., Л., 1937; М., 2001.

И. Е. Репин. Художественное наследство / Под ред. И. Э. Грабаря и И. С. Зильберштейна. В 2-х тт. М., Л., 1948–1949.

Кох Е. Марианна Веревкина // Новый журнал. 1965. № 80. С. 106–122.

Новое о Репине: Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации / Сост. И. А. Бродский и В. Н. Москвинов. Л., 1969.

Игорь Грабарь: Письма 1891–1917; Письма 1941–1960 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1974; 1983.

Рубисова Е. Аскона. Монпарнас на Лаго Маджоре // Разговор с зеркалом. Париж, 1977.

Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. М., 1980. С. 43–45.

А. В. Луначарский. Об искусстве / Сост. И. А. Сац, А. Ф. Ермаков. М., 1982.

Незнакомка кисти Репина // Ленингр. правда. 1985. 7 июля.

«Синий всадник» / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка; Пер. и коммент. З. С. Пышниковой. М., 1996. С. 98–99.

Халь-Фонтэн Е. Марианна Веревкина: между русским символизмом и мюнхенским авангардом // Символизм в авангарде: Сб-к материалов / Ред.-сост. Г. Ф. Коваленко. М., 2003. С. 177–198.

Шаронкина Е. В. Символизм и экспрессионизм в живописи Марианны Веревкиной. 1906–1914 гг. // Там же. С. 167–176.

Шаронкина Е. В. Экспрессионисткие произведения М. В. Веревкиной в контексте мюнхенской художественной ситуации до 1914 г. // Русский авангард 1910–1920-х годов и проблемы экспрессионизма. М., 2003. С. 55–63.

Баранова М. Наследница викингов // Звезда. № 3. 2004. С.175–184.

Эпистолярное наследие Алексея Явленского в Литве. Письма Алексея Явленского Марианне Веревкиной / Публикация и комментарии Л. Лаучкайте // Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. IX. Вильнюс: Издательство Вильнюского университета, 2005. С. 248–316.

Девятьярова И. Г. Мемуары Алексея Явленского в зарубежных архивах: история создания и проблемы использования // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб., 2008. С. 167–175.

Художники русского зарубежья. Марианна Веревкина (1860-1938). М., 2010.

Марианна Веревкина. Письма к неизвестному / под ред. И. Коккинаки. М., 2011.

Олейник М. Портрет в творчестве Марианны Веревкиной // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского Университета. Классика в искусстве сквозь века. Сборник научных статей. СПб., 2015. С. 161–171.

Олейник М. Роль М.В. Веревкиной в художественной жизни Асконы и колонии «Горы Истины» // Идеи и Идеалы. Научный журнал № 3 (29) Т.2. Новосибирск, 2016. С.147–154.

Олейник М. Символистическая патетика в мюнхенском периоде творчества М. Веревкиной (1896–1914) // Российская Академия Художеств. СПб Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. СПб., 2017.

Weiler C. Marianne Werefkin. Briefe an einen Unbekannten. Schauberg, 1960.

Hahl-Koch J. Marianne von Werefkin und der russisch Simbolismus. München, 1967.

Weiler C. Marianne Werefkin. Museo Marianne Werefkin. Ascona, 1967.

Marianne von Werefkin: Zeugnis und Bild: mit mehrfarbigen Tafeln und Handzeichnungen: Lebensdaten, Selbstzeugnissen und Stimmen der Freunde / hrsg. von Konrad Federer. Zürich: Verlag der Arche, 1975.

Marianne Werefkin, Gemälde und Skizzen: [Catalogue]. Museum Wiesbaden. Wiesbaden; Magistrat: Presse-und Informationsamt, 1980.

Fäthke B. Fondazione – Museo Marianne Werefkin in Ascona // Die Kunst. 1983. N 8. S. 539–546.

Fäthke B. Marianne Werefkin: Leben und Werk, 1860–1938. München: Prestel, 1988.

Schwabe G. Hommage an Ascona // Die Kunst. 1988. N 6. S. 462–465.

Raev A. «Sie trägt eine wunderbare Kraft in sich» (Zur M. Werefkin-Ausstellung im «Haus am Waldsee») // Bildende Kunst. 1990. N 4. S. 46–48.

Brögmann N. Marianne von Werefkin: Œuvres peintes, 1907–1936). Gingins, Suisse, Fondation Neumann en coopération avec le Museo communale d'arte moderna. Ascona, 1996.

Jawlensky, Werefkin: Musée-Galeria de la Seita / Textе: I. Goldberg, G. Dufour-Kowalska. Paris, 1999.

Marianne Werefkin. Die Farbe beisst mich ans Herz. Schriftenreihe Verein August Macke Haus, t.31. Bonn, 1999.

Fäthke B. Marianne Werefkin. München, 2001.

Marianne Werefkin. Il fervore della visiane. Palazzo Mag nani, Reggio Emilia. 2001.

Marianne von Werefkin in Murnau/ Kunst und Theorie. Worbilder und Künstlerfreunde. Schlossmuseum Murnau. Murnau, 2002.

Laučkaitė L. Ekspresionizmo raitelė Mariana Veriovkina. Vilnius, 2007. 264 p.

Сочинения:

Письма отцу; письма А. Г. Явленскому // Laučkaitė L. Ekspresionizmo raitelė Mariana Veriovkina. Vilnius, 2007. S. 195–239.

Марианна Веревкина. Письма к неизвестному / Под ред. И. Коккинаки. М., 2011.

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012