БЕЗРОДНЫЙ Петр Васильевич

Besrodny P.

П. Безродный

7/19 августа 1857 (С.-Петербург) – 26 марта 1945 (Венеция). Живописец.

Сын отставного коллежского советника Василия Безродного и его жены Варвары, урожд. Касиновой. По желанию отца готовился к военной карьере. По окончании Пажеского корпуса в Петербурге служил в лейб-гвардии Преображенском полку, вышел в отставку поручиком. В 1883–1891 учился в ИАХ у П. П. Чистякова (в 1889–1891 – вольнослушатель).

Писал пейзажи и натюрморты маслом и акварелью в импрессионистической манере. Любил работать на пленэре. Создавал этюды малого формата на картоне или деревянных дощечках, которые перерабатывал в мастерской в картину или сохранял как самостоятельные произведения. С 1890 участвовал в выставках Общества русских акварелистов (1890, 1891, 1893, 1903), С.-Петербургского общества художников (1904–1908, 1910–1912), Весенних выставках в залах ИАХ (1904, 1905) и выставках «Свободное творчество» (1911, 1916).

С 1905 жил за границей. Посетил Турцию, Грецию, Италию, Испанию, Северную Африку (города Танжер и Алжир), Францию, бывал в Париже. В 1914 обосновался в Венеции. Помогал в устройстве Русского павильона на XI Международном биеннале в Венеции (1914), а во время войны принял на себя заботу о сохранности оставшихся в Италии русских картин, за что был назначен членом-сотрудником ИАХ (1915), а затем – русским консулом в Венеции (1916–1917). В январе 1917 был представлен к ордену св. Станислава III степени.

В Венеции познакомился с испанским консулом художником Марио Фортуни-и-Мадраццо, под влиянием которого увлекся темперой. Начал использовать ее как в чистом виде, так и в сочетании с маслом.

В 1920 по приглашению генерального секретаря ХII Международного биеннале в Венеции Витторио Пика стал ответственным за выставку художников-эмигрантов в Русском павильоне.

Как индивидуальный экспонент участвовал в венецианских биеннале (1922, 1924, 1926, 1928, 1930, 1936), Выставке, посвященной 40-летию Биеннале в Венеции (1935); в 1-й и 2-й Международных выставках акварелистов в Милане (1923 и 1925; входил в жюри второй выставки), салоне Национального общества изящных искусств в Париже (1931), Международной выставке колониального искусства в Риме (1932), Анонимной выставке малых форматов в Милане (под псевдонимом Tempo, 1932), Международной выставке в Академии рисунка во Флоренции (1939) и др.. Провел персональные выставки в галерее Pesaro в Милане (март 1924, 60 произведений), галерее Cappelin в Мурано (1929) и Доме художников в Милане (май 1934).

В 1933–1937 занимался проблемой защиты авторских прав художников. Выступил с докладом «Охрана художественной собственности» на Международном конгрессе рынка старинного и современного искусства в Милане (1933; опубликован в 1937). С 1941 жил в старческом доме в Венеции.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1883. Д. 118; ХН СССР 1/324; ХРЗ.

Среди коллекционеров. 1922. № 9. С. 30.

Первухин М. Живопись Италии // Златоцвет. 1924. № 1. С. 46.

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / Сост. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л.: Художник РСФСР, 1971. (Указ.).

Богородский Ф. Воспоминания. Статьи. Выступления. Письма / Сост. С. В. Разумовская. Л., 1987. (Указ.).

Талалай М. Г. Вдохновительница наших успокоений. Российский некрополь в Венеции. М.: Старая Басманная, 2013. С. 22.

Pica V. Artisti сontemporanei: Pierre Besrodny // Emporium. 1915. Vol. 42, Oct. (N 250).

Pierre Besrodny: Catalogo della Mostra individuale del pittore alla Galleria Pesaro in Milano. Milano, 1924.

Ivanoff N. Venezia culla e rifugio di artisti: Besrodny // Gazzettino Sera di Venezia. 1940. N 139.

Zorzi E. Besrodny. Venezia: Ateneo, 1945 (bibliogr.).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

21.02.2011