ХАД-ГАДЬЯ Мириам (урожд. Нисенгольц Маруся)

Chad-Gadya Miriam (Had Gadya, née Nissengoltz Marousia)

1895 (Кодыма, близ Одессы) – 1982 (Тель-Авив). Живописец.

В 1911 выехала с семьей в Палестину. Стала первой женщиной-студенткой в Школе искусства и ремесел «Бецалель». Во время Первой мировой войны жила в Египте – в Каире и Александрии.

С 1920 в Тель-Авиве преподавала искусство батика в кооперативной Вечерней студии живописи и скульптуры. Приняла псевдоним Хад-Гадья (название колыбельной песни на арамейском языке, распеваемой по окончании первого и второго вечера Пейсах). Демонстрировала работы на выставках в гимназии Герцлия (1920) и в выставках в Постоянной художественной галерее, организованных собирателем и меценатом из Одессы Я. Переменом (1920–1922). В 1924 участвовала в выставке «Мигдаль Давид» («Башня Давида») в Иерусалиме вместе с И. Зарицким, П. Литвиновским и А. Мельниковым. В 1925–1926 училась в Венской АХ, где среди прочего продолжила изучать искусство батика, ставшего основным источником ее доходов.

В 1929–1932 провела в США, пытаясь сделать там художественную карьеру. Там сблизилась с афроамериканской общиной, создала серию портретов певцов бдюза и соул.

В 1932 вернулась в Палестину и стала преподавать живопись в Иерусалиме. В 1940-е, выйдя замуж за американца, переехала в США. Брак вскоре распался и ей пришлось зарабатывать на жизнь, создавая батики, а также акварельные картины по заказу отелей.

В 1955 вернулась в Израиль, поселилась в Эйн-Кереме. В 1960-е переехала в Цфат. В 1970-е начала писать большие абстрактные картины. Последние шесть лет провела в Тель-Авиве. Похоронена на кладбище кибуца Маханаим.

Библиография:

Одесские парижане. Произведения художников-модернистов из коллекции Якова Перемена. Музей русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных. Рамат-Ган, 2006. С. 122–123.

Rotem T. «I Lived Life to the Fullest» // Haaretz. 2009. November, 12. URL: https://www.haaretz.com/1.5219858 (дата обращения: 09.09.2018).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.09.2018