СИМА Мирон

Sima M.

М. Сима.

22 января 1902 (Проскуров Подольской губ., ныне г. Хмельницкий, Украина) – декабрь 1999 (Иерусалим). Живописец, график, художник театра и педагог.

Из патриархальной еврейской семьи. В 1919 был в числе организаторов еврейской самообороны против петлюровских погромов. В 1920 поступил в Одесское художественное училище, учился у К. К. Костанди.

В 1921 выехал в Польшу, в 1922 переехал для продолжения учебы в Дрезден. В 1924–1930 учился в Дрезденской академии художеств у Фердинанда Дирша, Макса Фелдбоера, Отто Гуссманна, Людвига фон Хоффманна, а затем у Отто Дикса, от которого воспринял эстетику позднего экспрессионизма. Работал в технике гравюры и литографии, в частности, исполнил серию гравюр на дереве «Крик» (1924) по воспоминаниям о погромах. В 1923 впервые посетил Палестину, по впечатлениям от путешествия выпустил графическую папку «Поездка на Восток» (1927).

Во второй половине 1920-х примкнул к движению «Новой вещественности» (Neue Sachlichkeit). Был дружен с художниками «левых» взглядов Отто Грибелем, Хансом Грюндигом и Леей Грюндиг. Исполнял графические листы и картины, посвященные жизни городских низов («Кафе Кёниг», 1927; «Темный переулок», 1929; «Мать с ребенком», 1931; «Похороны расстрелянного рабочего», 1933 и др.). С 1927 участвовал в выставках в Германии, Чехословакии и Голландии, в 1930 работы экспонировались на выставке Саксонского художественного союза в Дрездене, в 1931 – на Международной выставке в Японии. В 1932 получил Премию искусств г. Дрездена за картину «Feilenhaue»; полученные деньги передал в фонд Дрезденского художественного кооператива для организации сопротивления национал-социалистскому движению.

В 1933, после ряда кратковременных арестов и обысков, был выслан нацистскими властями из Германии как лицо без гражданства и поселился в Палестине. Первое время работал в основном как театральный художник, оформляя балетные и драматические постановки в различных театрах Тель-Авива (театры Habima, Ohel и др.). В 1939 возглавил Иерусалимский институт живописи и скульптуры и посвятил себя преподаванию. В том же году участвовал во Всемирной выставке в Нью-Йорке (павильон Палестины). В годы Второй мировой войны сотрудничал с созданным в Палестине Общественным комитетом по оказанию помощи СССР в его борьбе против фашизма («Лига Ви»). Одновременно участвовал в организации художественной школы при Хистадруте – профсоюзной организацией будущего Израиля.

В 1947 жил в Париже, где провел персональную выставку в галерее Bosk. В том же году вернулся в Палестину и участвовал в войне за независимость Израиля. В 1949 вместе с другими деятелями искусств основал в Иерусалиме Дом художника и участвовал в организации там выставок.

В 1952–1954 работал в США, где провел ряд своих выставок. В 1956 персональная выставка состоялась в Музее современного искусства в Хайфе. В 1958 участвовал в Венецианской бьеннале, в 1960 – в выставке «Искусство Израиля» в Музее современного искусства в Париже.

В работах 1930–1950-х годов отразились экспрессионистские тенденции, часто обращался к социально-заостренным мотивам, к теме беженцев и репатриантов (серия «Беженцы», 1947–1950). В этом ключе решена картина «Иерусалим после Шестидневной войны» (1967). В 1960-е пришел к более абстрактному и просветленному типу живописи («Рефлексы», 1962–1963; «Хамсин», 1964; «Старческие воспоминания художника», 1989; «Спящие бездомные» и др.). Экспериментировал с различными графическими техниками, сочетал ксилографию с техникой коллажа, включая в оттиск ткани, металлическую сетку, сухие растения («серия «Восточный Бостон», 1953).

В 1961 как единственный художник участвовал в судебном процессе над нацистским преступником А. Эйхманном. Выполненные во время процесса рисунки в 1968 были опубликованы вместе со свидетельскими показаниями в виде книги (в 1969 она по поручению Федерального правительства Германии была выпущена на немецком языке). В 1962–1963 впервые после высылки посетил Германию, где навестил О. Дикса.

В послевоенные годы получил международное признание, был избран почетным членом академий художеств Цюриха и Флоренции (1963), дважды получил израильскую премию Дезингофа в области изобразительного искусства, был награжден медалью Венецианской бьеннале (1963). В 1992 провел персональную выставку в Дрездене (галерея Rähnitzgasse).

Наибольшее число работ хранится в Художественном музее Эйн Харод (Ein Harod Museum of Art) в Иерусалиме. Крупные ретроспективные выставки прошли в Израиле в 2000 и 2001.

Библиография:

* РЗФ.

Miron Sima – ein Maler in Dresden und Jerusalem. Dresden, 1992.

М. Либман. Мирон Сима // Русское еврейство в Зарубежье. Статьи, публикации, мемуары и эссе. Журнал в книге. Том V (X). Иерусалим, 2003. С. 167–178.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

12.04.2012