ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. София, Болгария

Руската църква св. Николай

ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. София.

Окруженный березами, живописный храм в самом центре болгарской столицы нельзя обойти стороной. Его золоченые маковки, высокий шатер и старомосковское крыльцо сразу привлекают внимание и вызывают желание зайти помолиться. Но прежде спустимся в часовню под храмом, где в особом приделе находится беломраморная гробница архиеп. Серафима (Соболева) (1881–1950), выдающегося архиерея и богослова, который долгие годы служил в Никольской церкви. Это — ее главная святыня, к которой непрерывно идут богомольцы разного возраста и звания, ибо Владыка Серафим давно почитается в народе. В 2002 Болгарская Старостильная Церковь причислила его к лику святых.

Русская церковь в Софии появилась не сразу после освобождения Болгарии. По окончанию русско-турецкой войны 1877–1878 в столице поселилась небольшая группа русских экспертов, которая оказывала помощь болгарскому правительству: военные и гражданские чиновники со своими семьями. Когда в центре Софии был заложен огромный Александро-Невский собор, возводившийся как дар России Болгарской Православной Церкви, в русской колонии возникла мысль построить небольшой собственный храм.

С этой целью был образован комитет, и его членом стал акад. А. Н. Померанцев, по проекту которого возводился вышеназванный собор. Комитет приступил к сбору средств, главным образом среди русских, живших в Болгарии. В числе жертвователей был и Император Николай II. «Весь смысл постройки русского храма <…> заключается именно в том, чтобы представить образец русского церковного зодчества и истинно православного благочестия <…> в духе теплоты религиозного чувства, соответствия храмовой обстановки со смыслом и характером нашего богослужения», — полагали устроители.

Однако это начинание из-за политических осложнений двигалось не слишком быстро, несмотря на то, что в 1882 городские власти предоставили под храм участок в 1400 кв. м, примыкавший к российской миссии. Много содействовали делу русские дипломатические агенты: Бахметьев и Д. К. Сементовский-Курило, ставший вскоре после провозглашения независимости Болгарского царства (1908) первым послом Российской империи. Хотя уже в 1902 говорили о скорой закладке посольской церкви, она, однако, по разным (в основном политическим) причинам откладывалась, и члены русской общины молились «в одном из зал дипломатического агентства, куда бывает трудно прилично поместить всех присутствующих».

В конце августа 1907 в Софию на торжества освящения памятника Царю-Освободителю прибыл сын Александра II — вел. кн. Владимир Александрович с семьей. Три дня спустя, 2 сентября, он участвовал в закладке русской церкви, строительство которой началось недалеко от нового памятника и потребовало кредита в 60 тыс. руб. В закладке приняли участие митрополит Софийский Парфений, иером. Ферапонт, настоятель шипкинского храма, и болгарский князь Фердинанд с наследником престола Борисом. Свое название церковь получила «вследствие того, что она сооружается по воле Августейшего монарха».

Проект храма в московско-ярославском стиле XVI века составил акад. М. Т. Преображенский, автор русских церквей в Вене, Ницце, Флоренции и Бухаресте. Строительную комиссию возглавил российский посланник А. В. Неклюдов. Работами руководил опытный архитектор А. Н. Смирнов, наблюдавший за возведением Александро-Невского собора и храма-памятника на Шипке, подрядчиком был болгарин Иван Наумов. Строительство к 1911 вчерне было закончено, однако отделка и роспись продолжались еще более двух лет. По высочайшему повелению на эти работы была отпущена из казны 21 тыс. руб.

В плане церковь выглядит как бесстолпный четверик, к которому присоединены алтарные и боковые помещения, а также крыльцо-паперть с двускатной крышей из ярко-зеленой поливной черепицы. Над входом помещен майоликовый образ свт. Николая Чудотворца. Цилиндрический барабан купола завершается шатром, который тоже покрыт поливной черепицей, и увенчан золоченой главкой с крестом. Шатер окружен четырьмя позолочеными луковками, возвышающимися над венцом из кокошников с глазурованными в них вставками. Широкий фриз составлен из разноцветных изразцов. Наличники окон вырезаны из белого камня и красиво выделяются на фоне стен.

Роспись храма в московском стиле выполнил коллектив художников под руководством проф. В. Т. Перминова из Варшавы (одновременно он работал над росписью колокольни Александро-Невского собора). Роспись сделана темперой в матовых тонах, что придает ей особое настроение. Композицию «Воскресение Христово» исполнил в северном нефе художник Н. Е. Ростовцев, расписавший в Болгарии множество храмов.

В красивом майоликовом иконостасе, сделанном в мастерской П. К. Ваулина в Петербурге, находятся иконы Спасителя, Богоматери и св. Александра Невского — неплохие копии образов работы В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Храмовый образ свт. Николая — список с находящейся в том же соборе иконы кисти М. В. Нестерова. Все иконы работы Васильева из Петербурга при участии Ткаченко. Царские врата вырезаны и позолочены в мастерской П. С. Абросимова. Автор запрестольного креста — Е. И. Брагин из Москвы. В южном нефе находится несколько больших икон, написанных Ростовцевым, а также греческая икона Спасителя XVIII века, отреставрированная тем же художником.

По мысли устроителей «богослужебная утварь и облачения должны быть если не роскошны, то выдержаны в общем стиле храма», т. е. в московском стиле XVII века. В этом стиле на фабрике А. П. Захряпина и была исполнена серебряная утварь, в мастерской П. И. Оловянишникова и С. С. Мешкова — облачения, Ченского — мебель. Три паникадила и семисвечник тоже изготовил Захряпин, колокола отлил завод П. Н. Финляндского в Москве. Позолоту куполов делали мастера от Абросимова. Болгарам досталось немногое: гранитная отделка (Янко Тасев) и железная ограда (Стоян Кипов). Немцы изготовили мозаику пола (Генрих Дуновиц), фонари (фирма «Кейлинг и Томас») и разбили вокруг церкви сад (Карл Бетц).

Храм, который являлся посольским и строился на казенные средства, был освящен 11ноября 1914 митрополитом Доростольским и Червенским Василием и архим. Николаем при участии русского и болгарского духовенства, премьер-министра Болгарии и послов. Российский Синод, согласившись на освящение русской церкви болгарским духовенством, просил, чтобы это сделал лично экзарх Иосиф I, однако, тот из-за болезни поручил освящение своему заместителю.

Как известно, в 1872 Константинопольский Патриарх объявил Болгарскую Церковь схизматической. Хотя Русская Церковь не присоединилась к этому определению, но, не желая осложнять отношения с Вселенской Патриархией, она воздерживалась от богослужебного общения с Болгарской Церковью. Совместное освящение посольского храма в Софии свидетельствовало, что Русская Церковь признает Болгарскую Церковь равночестной. В 1945 при активном участии Русской Церкви Константинопольский Патриарх, наконец, снял схизму с Болгарской Церкви.

Когда в 1915 Болгария вступила в войну на стороне Германии, российский посол и первый настоятель о. Петр Григорьевич Преображенский, ученик знаменитого богослова В. В. Болотова и сам патролог, вернулись на родину, и целых пять лет посольская церковь стояла закрытой. С окончанием войны она открылась, и причт возглавил архим. Тихон (Лященко), уехавший затем в Берлин, где стал епископом.

В 1922 российское посольство прекратило свое существование. Из России в Болгарию бежало от революции до 50 тыс. человек, в основном казаков. Несмотря на тяжелые условия, беженцы создавали русские школы, общества, библиотеки, и, конечно, церкви. Образовались приходы в городах: Варна, Шумен, Пештера, Перник, Пловдив, мужской монастырь свв. Кирика и Иулиты. По распоряжению Патриарха Тихона русскими приходами управлял епископ Лубненский Серафим (Соболев, с 1934 — архиепископ Богучарский), подчинившийся РПЦЗ.

Так как русская колония в Софии сильно выросла, то при Никольской церкви в 1921 был создан самостоятельный приход. В храме в эти годы служили известные священники: в 1920–1926 — бывший военный протопресвитер Георгий Шавельский, в 1920–1944 — прот. Николай Владимирский, бывший настоятель придворной церкви в Ливадийском дворце, в 1926–1949 — прот. кн. Андрей Ливен. До Второй мировой войны в церкви пел прекрасный хор, руководимый последовательно А. Шаровым, С. Игнатьевым и Н. Паниным, которому в 1931 митрополит Антоний (Храповицкий) присвоил имя архиерейского. Активную работу вело церковное братство — оно заботилось о материальном обеспечении одиноких и нетрудоспособных прихожанах и собирало для этого средства.

В 1934 в Болгарию прибыл первый полпред СССР небезызвестный Ф. Ф. Раскольников, который в конце года отдал русский храм Болгарской Церкви. Взамен митрополит Софийский Стефан предоставил общине другой Никольский храм на ул. Царя Калояна, где приходская жизнь продолжилась в прежнем виде. Здесь в 1935 торжественно встречали великую русскую святыню — чудотворную Курско-Коренную икону Божией Матери «Знамение», прибывшую из Югославии. Ее встречало русское и болгарское духовенство во главе с архиепископом Серафимом, вся русская колония и множество болгар, заполнивших площадь перед вокзалом.

Печальным днем для храма стало 10 января 1944, когда он сильно пострадал от англо-американской бомбардировки. Однако, несмотря на военные невзгоды, богослужения в опустевшем городе продолжались ежедневно, утром и вечером при лампадах и свечах. 30 марта того же года, при новой бомбежке полностью сгорел храм на ул. Царя Калояна. Погиб его настоятель прот. Николай Владимирский, тело которого лишь спустя полгода извлекли из-под развалин и похоронили на русском участке Центрального городского кладбища. Огонь уничтожил церковный архив, богослужебные книги, многие иконы и утварь. После этой катастрофы Болгарский Синод отвел русской общине Екатерининскую церковь на кладбище, в пригороде Княжево, а затем — небольшой храм прп. Параскевы, в центре, на бульваре Марии-Луизы.

Хотя прежний посольский храм пострадал от бомбежек, разрушения не были значительными, и в 1945–1946 он был отремонтирован. Росписи отреставрировал русский художник М. М. Малецкий; в реставрации принимал участие Н. А. Костов, который, будучи студентом, работал с проф. В. Т. Перминовым. Окончательно реставрация была завершена в 1977 при настоятеле архим. Никите (Якеровиче).

Образовав отдельное благочиние, русские православные общины во главе с архиеп. Серафимом (Соболевым) перешли в 1946 в Московскую Патриархию, что привело к возвращению посольского храма. В том же году, накануне Вербного воскресения, последовало его новое освящение. 22 мая литургию в церкви служил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (Симанский), подаривший старинную икону, которая в 1991 была, увы, украдена.

Поскольку коммунистические власти запретили благотворительную деятельность, братство при церкви прекратило свое существование, и вместо него было создано сестричество, которое с самого начала возглавили ныне покойные кн. Ольга Андреевна Ливен (позже игуменья Серафима) и Надежда Ястребова (позже монахиня Серафима) — духовные чада архиеп. Серафима. Сестры убирали храм и кладбище, приводили в порядок облачения, вели беседы на религиозные темы.

Решением Синода Московской Патриархии благочиние в Болгарии в 1952 было упразднено и русские приходы переданы Болгарской Православной Церкви. Никольский храм стал патриаршим подворьем. Испытывая давление местных властей, многие русские уехали из Софии за границу или вернулись в СССР. Церковная жизнь, возглавляемая болгарскими клириками, постепенно приходила в упадок, чему способствовал также переход Болгарской Церкви в 1968 на новый стиль. Особенно это стало заметно, когда из храма ушел архим. Сергий (Язаджиев), известный богослов и проповедник. Только после долгого перерыва в 1973 Московская Патриархия стала вновь посылать в Софию настоятелей. Были возобновлены приходской совет, сестричество, религиозные беседы и колокольный звон.

В 1975–1977 коллектив Болгарского института охраны памятников под руководством Баевой провел работы по реставрации росписей храма, который считается памятником культуры. Спустя пять лет был заново позолочен иконостас.

Летом 1987 гробница Владыки Серафима была отделана мрамором, а в 1996 — притвор перед ней расписан покойной монахиней Магдалиной из женского Княжево-Покровского монастыря в Софии, который бережно хранит традиции русского монашества.

В ноябре 1992 торжественным архиерейским богослужением, совершенным епископом Левкийским Неофитом, было отмечено 40-летие Никольской церкви как Подворской. В 1994–1996 все здание внутри и снаружи было отремонтировано по инициативе и на средства российского посольства. Сегодня клир возглавляет прот. Александр Карягин.

После проведенного ремонта окруженная березами русская церковь выглядит очень красиво и является украшением центра болгарской столицы, пленяя соразмерностью форм и живописной расцветкой. Служба в ней совершается на церковно-славянском языке, но, к сожалению, по новоюлианскому календарю. Среди богомольцев преобладают болгары, что сказывается на богослужебной жизни. И никогда не иссякает число притекающих к гробнице Владыки Серафима, которая есть и будет главной святыней Никольского храма.

Адрес: София, бул. Цар Освободител, 3.

Библиография:

* АВПРИ. Ф. 192. Оп. 527/2. Д. 207; РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 3985; Оп. 193. Д. 1393. Л. 3; Ф. 797. Оп. 82 (2 отд. 3 ст.). Д. 76; Ф. 799. Оп. 25. Д. 888; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 104. Д. 48.

Нива. 1912. № 52. С. 1042.

Церковная правда (Берлин). 1913. № 16–17. С. 492–493.

К вопросу о посольском храме в Софии. София, 1927.

Журнал Московской Патриархии. 1950. № 4. С. 21–27; 1964. № 9. С. 44–49; 1978. № 10. С. 36–39.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 401–402.

Говорухин В. Л., Бойкикева А. Русский Свято-Николаевский храм в Софии. София, 1995.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.12.2010