СТРЖЕМИНСКИЙ Владислав Максимилианович

Srzemiński, Władysław

В. М. Стржеминский. 1932.

21 ноября 1893 (Минск) – 26 декабря 1952 (Лодзь, Польша). Живописец, график и теоретик искусства.

Сын польского дворянина, подполковника Русской армии Максимилиана Бенедикта Стржеминского (1847–1919) и Евы Розалии Олехнович. Детство провел в Минске. Воспитывался в католической традиции. Учился во 2-м кадетском корпусе имени Александра II в Москве (1904–1911) и Николаевском инженерном училище в С.-Петербурге (1911–1914), получил специальность сапера. С июля 1914 служил в районе Белостока, с началом Первой мировой войны командовал взводом саперов. Участник героической обороны крепости Осовец (в 50 км от Белостока, 1915). В ночь с 6 на 7 мая 1916 в бою получил тяжелое ранение, приведшее к ампутации правой ноги и левой руки и повреждению глаза. На лечение был переведен в Прохоровскую больницу в Москву, где среди сестер милосердия впервые встретил будущую жену Е. Н. Кобро.

Осенью 1918 поступил в Свободные мастерские (СВОМАС) в бывшем Строгановском училище. Увлекся новейшими художественными течениями, подружился с В. Е. Татлиным и К. С. Малевичем. В начале 1919 ездил в Минск, участвовал в праздничном оформлении города к 1-й годовщине Красной Армии. В феврале 1919 был избран в Московскую комиссию по изобразительному искусству и художественной индустрии, вместе с А. Певзнером возглавил Всероссийское центральное выставочное бюро. Осенью 1919 переехал в Смоленск. Работал в подотделе искусств губернского отдела народного образования. Тесно общался с Малевичем, который в это время работал в Витебске. Летом 1920 вместе с приехавшей в Смоленск Е. Кобро возглавил изостудию губернского отдела народного образования, фактически ставшую филиалом группы УНОВИС. Участвовал в выставках группы в Витебске (декабрь 1919, март 1921) и Москве (1920). Работы экспонировались на 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922).

В конце 1921 женился на Е. Кобро и вместе с ней нелегально перебрался в Польшу. Несколько недель они провели под арестом, затем получили разрешение поселиться в Вильно, где жила его сестра. Затем служил учителем рисования в гимназиях небольших городов – Вилейка-Повятова (1923–1924), Щекоцины (1924–1926), Бжезины (1926–1927), Колюшки, близ Лодзи (1927–1931). С 1931 постоянно жил в Лодзи, где получил должность директора Школы технического образования (до 1939).

В 1923–1939 как художник, критик и организатор занимал ведущее место в польском движении конструктивизма. В мае 1923 был в числе организаторов «Выставки нового искусства» в Вильно – первой акции конструктивистов в Польше. В 1924 стал учредителем конструктивистского общества и журнала «Blok» в Варшаве, в 1925–1926 сотрудничал с краковскими авангардистами, группировавшимися вокруг журнала «Zwrotnica», в 1926–1929 входил в варшавское общество «Praesens» и во многом определял его идейную платформу. В марте 1927 по его инициативе в Варшаву приезжал Малевич, который провел выставку и прочел доклад о современных художественных течениях. В том же году принял участие в организации международной выставки «Machine Age» в Нью-Йорке.

Осенью 1929 из-за эстетических разногласий вышел из общества «Praesens» и организовал группу «a. r.» (revolutionary artists или real avant-garde), в которую вошли Е. Кобро, художник Г. Стаевский, поэты Ю. Пшибось и Я. Бжековский. Группа устроила несколько выставок, издавала одноименный бюллетень и библиотеку приложений, сформировала Международную коллекцию современного искусства (в 1931 она была размещена в отдельном зале Музея истории и искусства в Лодзи и составила основу открытого после войны Музея искусства). С 1932 состоял членом международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation».

В 1924 впервые сформулировал принципы «унизма» – конструктивистской концепции, утверждавшей единство цвета, линии и ритма в живописи. Эту концепцию воплощал в однородных по цвету и фактуре абстрактных картинах. В 1926–1929 создал цикл живописных «Архитектурных композиций». В 1930-е писал натюрморты, городские пейзажи, кубистические композиции, создал серию морских пейзажей (1933–1934), в работе над которыми опирался на научный анализ физиологических и психологических процессов зрительного восприятия. Исполнил цикл литографий «Лодзь без функционализма» (1936). Уделял большое внимание функциональной графике и типографскому искусству, разработал для своих учеников специальный курс функциональной печати. Написал книги «Унизм в живописи» (1928) и «Композиция пространства: Расчет пространственно-временнóго ритма» (1931).

Участвовал в ежегодных салонах Польского союза художников в Варшаве, Польской ассоциации художников в Лодзи, Института пропаганды искусства. Провел персональные выставки в Лодзи (1927), Познани (1933) и Варшаве (1934; совм. с Г. Стаевским). В 1932 получил художественную премию города Лодзи. В 1936 родилась дочь Ника.

Первые месяцы войны жил в Вилейке (Западная Белоруссия), в мае 1940 вновь вернулся в Лодзь. Рисовал для заработка открытки, портреты, декорировал сумки, которые изготавливала жена. Событиям войны посвящены циклы рисунков: «Западная Белоруссия» (1939–1940), «Депортация» (1940), «Война домам» (1941), «Лица» (1942), «Дешевый, как грязь» (1944), «Руки, которые не с нами» (1945) и коллажи «Моим друзьям-евреям» (1945). В 1940 вместе с женой зарегистрировался как русский политический эмигрант, подписав так называемый «Русский лист». После войны обвинялся в предательстве и был вынужден объяснять свой поступок в суде.

В 1945 стал инициатором создания в Лодзи Высшей школы искусств, которая ныне носит его имя. С 1946 возглавлял в ней отделение пространственных искусств, читал лекции по истории искусства, композиции, вел студию функциональной графики и устраивал летние занятия на пленэре. В 1947 развелся с Е. Кобро.

В 1948–1949 выполнил несколько оформительских заказов, в частности, расписал Неопластический зал в новом Музее искусств в Лодзи. В этот же период создал серию так называемых «соляристических» картин, в которых исследовал феномен остаточного изображения, идентифицируя живописное поле картины с отражением на сетчатке глаза.

В 1950 по распоряжению министра культуры был уволен из Высшей школы искусств и исключен из Польского союза художников. С этого времени был вынужден работать художником рекламы в кооперативе и оформлять витрины в магазине.

В последние годы страдал туберкулезом. Похоронен на Старом кладбище в Лодзи.

В 1956/1957 в Лодзи и Варшаве состоялась первая посмертная выставка, положившая начало реабилитации его творчества. В 1958 был опубликован его труд «Теория зрения», ранее распространявшийся среди студентов нелегально в виде машинописи. В 1973 его произведения составили основу экспозиции «Конструктивизм в Польше. 1923–1936», обошедшей за десять лет многие города Европы и США. Персональные выставки состоялись в Дюссельдорфе (1980), Лодзи (1985, 1988), Дании (Оденсе–Хернинг, 1985/86), Варшаве (1989), Голландии (Апелдорн, 1989). Основное собрание работ находится в Музее искусств в Лодзи; в 1993 музей отмечал столетний юбилей художника.

Библиография:

* ХРЗ; AI 8/1205, 12/884, 18/663, 20/883.

Дубенская Л. Рассказывает Надя Леже. Минск, 1983. С. 27–34.

[Письмо В. М. Стржеминского к В. В. Кандинскому] / Публ. С. Дедюлина // Русская мысль (Париж). 1984. 22 ноября (№ 3544). С. 14–15.

Шихарева О. Н. Владислав Стржеминский. Эволюция идеи универсализма // Страницы истории отечественного искусства. ХII – XX век. Вып. Х. СПб.: ГРМ, 204. С. 255–263.

Hermansdorter М. Wladyslaw Strzeminski. M.A. thesis supervised by dr H. Blum. Uniwersytel Wroclawski (typescript), Wroclaw, 1966.

Grupa «a. r.»: 40-lecie Międzynarodowej Kolekcji Sztuki Nowoczesnej w Łodzi. Muzeum Sztuki. Łódź, 1971.

Constructivism in Poland 1923–1936. Blok, Praesens, «a. r.»: [Catalogue]. Museum Folkwang, Essen; Rijksmuseum Kroller-Muller, Otterlo. Essen–Otterlo, 1973.

Jakimowicz I. Witkacy - Chwistek - Strzemiński. Myśli i obrazy. Warszawa, 1978.

Baranowicz, Zofia. Polska awangarda artystyczna 1918 – 1939. Warszawa: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe. 1979.

Pollakówna, Joanna. Malarstwo polskie. Między wojnami 1918 – 1939. Warszawa: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe. 1982.

Władysław Strzemiński. In memoriam / Ed. J. Zagrodzki. Łódź, 1988.

Strzemińska N. Miłość, sztuka i nienawiść. О Katarzynie Kobro i Władysławie Strzemińskim. Warszawa, 1991.

Turowski А. Strzemiński // Dictionnaire de l'Art Moderne et Contemporain. Paris: Ed. Hazan, 1992.

Wilhelmi Ch. Künstlergruppen im östlichen und südlichen Europa seit 1900. Stuttgart, 2001. С. 606 (указ.).

Сочинения:

Unizm w malarstwie // Biblioteka Praesens, № 3. Warszawa, 1928.

Strzemiński W., Kobrо K. Kompozycja przestrzeni: Obliczenia rytmu czasoprzestrzennego // Biblioteka «a. r.». T. 2. Łódź, [1931].

Strzemiński W., Brzękowski J., Chwistek L., Smolik P. О sztuce nowoczesnej. Łódź, 1934.

Druk funkcjonalny // Biblioteka «a. r.». T. 6. Łódź, 1935.

Teoria widzenia. Kraków, 1958.

Strzemiński W., Коbro К. L’Espace uniste: Écrits du constructivisme polonais. Lausanne: L’Age d’homme, 1977.

Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012