ЧАКБАСОВ Наум Степанович

Tschakbassoff (Tschaсbasov), Nahum

Н. Чакбасов.

31 августа 1899 (Баку) – 18 февраля 1984 (Нью-Йорк). Живописец, график, поэт.

Второй из девяти детей в еврейской семье. В 1905 его отец эмигрировал и поселился в Чикаго, где начал полиграфическое дело. В 1907 к нему присоединилась вся семья. Однако бизнес отца не состоялся, и детство Наума прошло в бедном чикагском квартале. В 13 лет он вынужден был оставить школу и пойти работать. В 1918 записался в военно-морской флот США и участвовал в боях в Скапа-Флоу (Scapa Flow) близ берегов Шотландии. После демобилизации три года изучал экономику в вечерней школе, работал бухгалтером и в конечном итоге начал собственный бухгалтерский бизнес.

В конце 1920-х серьезно увлекся рисованием и живописью. В 1929 после первого неудачного брака женился на Эстер Сорокиной. Его любимой моделью стала дочь Александра (Сондра; род. в 1931), в будущем – жена писателя Сола Беллоу, нобелевского лауреата.

В 1932 переехал в Нью-Йорк, чтобы быть в центре художественной жизни, и оттуда в Париж, где провел последующие два года. В Париже учился у Леопольда Готтлиба, Марселя Громера и коротко у Фернана Леже. Совершил путешествие по Испании и Северной Африке, побывал на Балеарских островах. Показал пейзажи на персональной выставке в парижской галерее Zak и в салоне Тюильри (1934).

В 1934 вернулся в Нью-Йорк, в его отсутствие открытый им бизнес не выжил. В 1935 принял участие в Федеральном художественном проекте Управления общественных работ (Works Progress Administration), где познакомился со многими нью-йоркскими художниками модернистского толка. Летом 1935 провел персональную выставку в галерее Secession и в декабре того же года участвовал в выставке группы «Десятка» («The Ten»; Илья Болотовский, Адольф Готлиб, Марк Ротко, Джозеф Солман и др.) в галерее Montross, ставшей этапной в формировании движения американского абстрактного экспрессионизма. Через год, он уже вышел из состава группы, не разделяя движения ее членов к радикальной абстракции. В конце 1930-х сблизился с кругом художников более социальной ориентации, в который входили братья Соейры, Давид Бурлюк, Милтон Авери, Уильям Гроппер, Макс Вебер. В 1936–1943 провел 5 персональных выставок в гал. А.С.А.

В 1936 вошел в Национальный исполнительный комитет Конгресса американских художников – организацию, призванную добиваться правительственных субсидий для художников. В 1936–1937 был управляющим делами журнала этой организации «Art Front Magazine». В 1940 занялся фотографией, снимая на цветную пленку работы своих друзей-художников. Созданная им коллекция слайдов до сих пор сохраняет ценность для истории искусств (200 слайдов хранятся в Смитсониевском Архиве американского искусства).

В начале 1940-х увлечение психоанализом привело его к сюрреалистической манере, и он прервал контракт с галерей А.С.А. В дальнейшем разрабатывал живописную манеру, основанную на соединении сюрреализма, кубизма и метафорического мышления.

В 1943 снял студию в знаменитом артистическом отеле Челси (Chelsea Hotel), которую сохранял до конца жизни. В 1944 работал в «Ателье 17» Уильяма Стэнли Хейтера, которое было центром сюрреалистических идей.

Последующие персональные выставки прошли в нью-йоркских галереях Perls (1945, 1946, 1947, 1948) и J. Heller (1950, 1951, 1953), а также в Новом Орлеане (1944), Лос-Анджелесе (1946) и Сан-Франциско (1946). Участвовал во многих групповых и региональных выставках в США. В декабре 1944 музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрел его картину «Депортация», в 1949 Музей американского искусства Уитни купил картины «Клоун» и «Матриарх». В 1955 персональная выставка состоялась в Еврейском музее в Нью-Йорке, в 1965 – в La Jolla Museum в Калифорнии, в 1974 – в Pace University в Нью-Йорке.

В 1945–1951 преподавал в Студенческой художественной лиге, в 1948–1956 – в собственной школе в Вудстоке, шт. Нью-Йорк.

К концу 1940-х достиг в США пика известности, однако более позднее творчество не имело прежнего успеха.

В 1961 овдовел. В 1966 женился на художнице Ирине Зевон (Irene Zevon). В 1970 приобрел дом на берегу океана на Лонг-Айленде и второй дом в Ист-Хэмтоне.

С конца 1930-х обращался к литературному творчеству; написал сюрреалистическую автобиографию «Луна – мой дядя» («The Moon is My Uncle»), а также ряд эссе о художественном творчестве, писал стихи. Значительная часть литературного наследия не опубликована.

Представлен в крупнейших художественных собраниях США, а также в Музее Тель-Авива. В 2008–2009 работы экспонировались в Русском музее и Третьяковской галерее на выставке «Американские художники из Российской империи».

Библиография:

* AI 2/1268, 3/1386, 4/1202, 5/877, 6/1125, 7/1273, 8/1256, 10/891; Vollmer 5/476.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 283.

Beaux-Arts. 1934. № 94. 19 Oct. P. 6; № 95. 26 Oct. P. 6.

Art News. V. 46 (1947 Jeun). P. 44.

Lansford A. Emotional Approach of Romantic Tschacbasov // Art Digest. V. 22 (1948. 15 Feb.). P. 14.

Tschacbasov: Рaintings, Еtchings, stoneware, Сeramics. The Jewish Museum, New York. 1956.

Shepley J. Tschacbasov: The Artist as Leviathan. Unpublished monograph. September, 1978.

Shepley J. Tschacbasov at 80. Unpublished monograph, April. 1980 .

Balakian A. Surrealism: The Road to the Absolute. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1986.

Luisa Ross Gallery. New York. Tschacbasov: Paintings 1936–1982. N.-Y., 1987.

Сочинения:

Creative Art and Psychological Blocks. Art Students League Quarterly, Winter 1947, p. 4. incl. 2 illus.

Fear of Influences. The Art of the Artist: Theories and Techniques of Art by the Artists Themselves. Еd. Arthur Zaidenberg. New York, Crown Publishers, 1951.

The Moon is My Uncle. Chelsea 33. September 1974. Excerpts from unpublished

autobiography (Р. 7–19).

Machinery of Fright: Poems by the Painter Tschacbasov. Southampton, N.Y., Southampton College Press, Long Island University, 1982 (Introduction by Anna Balakian).

«Mask of Infinity» and «Tired Bird of Night’s Dreams» (two poems), HAPA, Number 3, Fall 1983. Р. 65-66.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

01.08.2012