КАЛМЫКОВ Николай Иванович (Калмыкоглы Наджи)

Kalmykoff N. (Kalmukoğlu, Naci)

Н. И. Калмыков (Калмыкоглы). Фото.

1896 (Харьков) – 3 февраля 1951 (Стамбул). Живописец.

Из состоятельной семьи. По настоянию отца готовился к карьере коммерсанта, но позже предпочел искусство и пять лет занимался в Харьковском художественном училище. В 1917–1920 входил в группу харьковских кубофутуристов «Союз Семи», в которой, кроме него, участвовали В. В. Бобрицкий, В. Дьяков, Б. В. Косарев, Н. М. Мищенко, Г. А. Цапок и Б. Ф. Цибис. В декабре 1917 – январе 1918 участвовал в первой выставке группы в помещении Харьковского художественного училища. Вместе с членами группы показал свои работы на открывшейся 7 мая 1918 в том же помещении 1-й выставке «Союза искусств». В том же году участвовал в сборнике-альбоме «Семь плюс Три» (при участии «Группы трех»», в которую входили А. Гладков, В. Д. Ермилов и М. Л. Мане-Кац). В 1919 вместе с другими членами «Семерки» приняли участие в «Сборнике нового искусства» и совместно с Цибисом иллюстрировал книгу А. К. Гастева «Поэзия рабочего удара».

В 1920 попал с семьей через Крым в Константинополь, и связал дальнейшую судьбу с этим городом. Участвовал в Союзе русских художников в Константинополе. После нескольких трудных лет повстречал живописца и историка искусства Селэла Эсэта Арсевена (Celal Esat Arseven), который познакомил его с братьями Эпекчи (İpekçi), управлявшими многими стамбульскими кинотеатрами. В дальнейшем в течение ряда лет писал фрески для кинотеатров, а затем и для жилых домов Стамбула (многие из этих росписей до сих пор хорошо сохранились). Благодаря успеху первых работ, стал получать заказы от государственных учреждений: Министерства общественных работ, Комитета водных работ, Государственной Консерватории в Анкаре, Ярмарки в Измире и др.

В 1936 стал турецким гражданином и взял имя Naci Kalmukoğlu. В дальнейшем много занимался станковой живописью, сочетая академическое письмо и приемы импрессионизма. Писал картины на тему исторических событий Оттоманского периода, сцены гаремов, городские и сельские пейзажи, натюрморты и портреты. Большой успех ему принесли портреты цыганских девочек и обнаженные модели, редко встречавшиеся в турецком искусстве. Провел более десяти персональных выставок, с которых большинство работ было распродано.

Библиография:

Кин М. Художественная выставка «Союза искусств» // Колосья. 1918. № 2–3. С. 22.

Письмо в редакцию [Союз Семи: открытое письмо] // Колосья. 1918. № 6–7. С. 23.

Искусство в Харькове // Колосья. 1918. № 9. С. 13–14.

Семь плюс Три. Сборник-альбом. [Харьков: издание «Союза Семи», 1918]. 56 с., 200 экз.

Сборник нового искусства. Киев-Харьков. Изд. Всеукраинского Отдела Искусств, 1919. 24 с.

Выставка Художественного цеха в оценке его участников // Творчество (Харьков). 1919. № 1. С. 30-32.

Крусанов А. В. Русский авангард 1907–1932. Исторический обзор. Т. 2. Кн. 2. Футуристическая революция 1917–1921. М., 2003 (указ.).

Северюхин Д. Я. Николай Калмыков – Наджи Калмыкоглы: русский художник в Турции // Антикварное обозрение. 2013. № 4. С. 34–39.

Deleon J. The White Russians in Istambul. Istambul, Remzi Kitabewi. [1995]. C. 57.

Özsezgin K. Naci Kalmukoğlu-Günışığına Çıkan Suluboya ve Desenleri, Artist Yayın Endüstrisi Ltd. Şti., Istanbul 1998.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

24.10.2011