ФАЛИЛЕЕВ Вадим Дмитриевич

Falileieff V.

В. Д. Фалилеев. Автопортрет. 1930-е.

1/13 января 1879 (с. Маис, ныне Никольский район Пензенской обл.) – 5 августа 1950 (Рим). График, живописец.

Из купеческой семьи. Окончил Мариинское земледельческое училище в Пензе. В 1899–1901 учился в Пензенском художественном училище, в 1902–1903 – в Киевской художественной школе, в 1903 – в школе кн. М. К. Тенишевой и в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в С.-Петербурге. В 1903 поступил в ИАХ, учился у Я. Ф. Ционглинского, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и П. Е. Мясоедова. В 1905 начал изучать гравюру под руководством В. В. Матэ, в декабре 1907 перешел в его мастерскую.

Занимался офортом, ксилографией, линогравюрой, искусством силуэта. Первые гравюры показал в 1906 на выставках «Мир искусства» в С.-Петербурге и СРХ в Москве. В 1907 получил 1-ю премию на выставке «Blanc et Noir» в залах ИАХ; на эти деньги побывал в Мюнхене, Берлине, Вене и Париже. В 1909–1910 участвовал в выставках СРХ в С.-Петербурге и Киеве. В ноябре 1910 получил звание художника и заграничное пенсионерство за офорты с картин Пуссена, Рембрандта и Веронезе.

В 1911 с женой Е. Н. Качура-Фалилеевой работал в Италии, участвовал в Международной выставке в Риме. На Капри встречался с М. Горьким, исполнил его портреты в офорте и линогравюре. Создал серию линогравюр «Русские народные игрушки»; некоторые из них были воспроизведены в журнале «Аполлон» (1912. № 2). Получил повторную заграничную командировку за офорты с картин Рафаэля и Тинторетто и виды итальянских городов. Осенью 1912 уехал с женой в Париж, где провел персональную выставку, затем в Италию.

В 1913 вернулся в С.-Петербург. Работал для журналов и издательств, оформил книги Саши Черного: «Живая азбука», «Тук-тук», «Вербочки» и др. В 1913–1916 жил на Волге в селе у родных. Создал много офортов и цветных линогравюр с видами Волги и картинами деревенской жизни. Осенью 1916 поселился в Москве. В 1916–1917 исполнил по заказу А. В. Щусева серию эстампов о строительстве Казанского вокзала, создал офорты с видами Рима, графические портреты родных и друзей.

В 1910-е участвовал в выставках «Мир искусства» (М., 1912; Киев, 1913; Пг., 1917), СРХ (Киев, 1910), рисунков и эстампов в залах АХ (1912, 1915), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В январе 1917 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея в Москве.

После революции некоторое время был деканом графического факультета и профессором литографии в московских ГСХМ (ВХУТЕМАС), читал лекции по технике гравюры и фотомеханической репродукции, истории и эстетике книги, работал в Пролеткульте. Среди его учеников – В. Д. Бубнова, И. А. Соколов и др. Написал в помощь начинающим художникам книгу «Офорт и гравюра резцом» (М.; Л., 1925). Возглавлял технический отдел Госиздата. Создал графические циклы «Дожди» (сухая игла), «Италия» (линогравюры), «Осень» (лино-гравюры), много литографических портретов (Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Н. А. Бердяев, художники В. Д. Бубнова, И. Н. Павлов, В. А. Ватагин, К. Ф. Юон и др.). Исполнил гравюры для монографии В. Л. Волькенштейна «Паганини» (1920) и для книги М. Морозова «О-Тао» (1921), обложку к сборнику стихов Е. Я. Стырской «Мутное вино» (1922). Участвовал в московских выставках: Профессионального союза художников-живописцев (1918), IV Государственной выставке (1921), «Мир искусства» (1921), общества «Жар-цвет» (1924), 4-й выставке АХРР (1924), в выставке «Русская литография за 25 лет» в Петрограде (1923).

В мае 1924 эмигрировал с женой в Швецию. Около двух лет рисовал плакаты и портреты. Провел в Стокгольме три выставки, участвовал в Выставке русского искусства в Америке (1924/1925), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925; серебряная медаль за книжную графику) и международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927). В 1926–1938 жил в Берлине. Занимался в основном живописью: писал маслом и акварелью жанровые сцены из жизни русской деревни, портреты. В берлинском доме Фалилеевых бывали русские художники, как эмигранты, так и приезжающие из СССР (К. И. Горбатов, И. Г. Мясоедов, Ф. С. Богородский и др.). Работы продолжали появляться на выставках графики в СССР.

В 1938 поселился в Риме. Участвовал в групповых выставках в Риме и Милане. В апреле 1940 с женой в числе других русских (А. Я. Белобородов, супруги Браиловские) участвовал в XXXII Международной выставке в Galleria di Roma, посвященной художникам-иностранцам, проживающим в итальянской столице. В октябре 1942 провел в галерее La Barcaccia совместную выставку с женой и дочерью Екатериной (Фалилеева-Сантопиетро, скульптор и иконописец). В октябре-ноябре 1942 их выставка состоялась в галерее Buchetti. Лейтмотивом его работ итальянского периода оставалась Волга; создавал также пейзажи итальянских городов (Рим, Венеция. Неаполь). Незадолго до смерти по приглашению режиссера А. Санина оформил оперу «Кощей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова для Оперного театра в Неаполе.

Похоронен на кладбище Верано в Риме. Дочь, Екатерина Фалилеева-Сантопиетро, передала несколько поздних гравюр в ГРМ; в 1971 в ГРМ состоялась мемориальная выставка. Представлен в отделе графики Британского музея в Лондоне и в музее Мозерн в Гааге.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Ед. хр. 2590; РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1903. Д. И-48.

* ХРЗ; Остроумова-Лебедева; Сидоров.

Философов Д. Художественная Чухлома // Русское слово. 1910. 7 ноября.

Каталог выставки гравюр В. Д. Фалилеева / Текст Н. И. Романова. М., 1917.

Щекатихин Н. Выставка гравюр В. Д. Фалилеева // Власть народа. 1918. 27 марта.

Дульский П. В. Д. Фалилеев // Казанский библиофил. 1921. № 1. С. 57–59.

Романов Н. И. В. Д. Фалилеев / Библиогр. и перечень работ сост. В. Я. Адарюковым. М.; Пг., 1923.

Деспотули В. Русские художники в Европе. Как наши мастера кисти завоевали холодный Берлин // Рубеж (Харбин). 1932. № 31. С. 12-13.

Коваленко Г. Художник В. Д. Фалилеев (1879–1950) // Русская мысль. 1950. № 269.

Выставка гравюр В. Д. Фалилеева, И. А. Соколова, С. М. Колесникова, А. Г. Якимченко, М. А. Доброва: [Каталог] / Биогр. очерк В. Кондакова. Пермь, 1927. С. 8–14.

Павлов И. Жизнь русского гравера. М., 1963. С. 232–233.

Горький и художники. Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964 (указ.).

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969 (указ.).

Вадим Дмитриевич Фалилеев: Каталог выставки. ГРМ / Сост. В. А. Наумов. Л., 1971.

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В 2-х тт. М., 1974 (указ.).

Вадим Дмитриевич Фалилеев: Альбом / Сост. В. Чесноков. М., 1975.

Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М., 1985. С. 286 (указ.).

Книга о Митрохине: Статьи. Письма. Воспоминания / Сост. Л. В. Чага. Л., 1986. С. 497 (указ.).

Иванов А. С. «Не упрекай за то, что я такой»: К истории портретов Саши Черного // Панорама искусств. Вып. 10. М., 1987. С. 380–394.

П. Д. Эттингер: Статьи. Из переписки. Воспоминания современников / Сост. А. А. Демская, Н. Ю. Семенова. М., 1989. С. 357 (указ.).

Васильева А. Строительство Казанского вокзала в гравюрах Вадима Дмитриевича

Piccolo L. V. D. Falileev // Russi in Italia.

Альбомы:

Дожди. Гравюры сухой иглой. М., 1919.

Деятели Октябрьской революции: 16 литографий П. Ю. Киселиса и В. Д. Фалилеева. М.; Пг., 1922.

Италия. 10 цветных гравюр  Текст М. Осоргина. М.; Пг., 1923.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012