РОЖАНКОВСКИЙ Федор Степанович (псвед. Тео Рожан)

Rojankovsky F. (alias Teo Rojan)

Ф. С. Рожанковский. Фото (фрагмент).

24 декабря 1891 (Митава, Курляндской губ., ныне Елгава, Латвия) – 12 октября 1970 (Нью-Йорк). График и художник книги.

Один из шестерых детей учителя гимназии. Рано лишился отца. Юность провел в Ревеле (Таллине), где окончил гимназию, и в С.-Петербурге. Около 1912 попал в Москву. Учился в частной художественной школе Ф. И. Рерберга и около года в МУЖВЗ. В годы учебы увлекался сценографией, сотрудничал с Московским художественным театром.

В 1914–1918 служил в действующей армии, участвовал в сражениях в Польше, Пруссии, Австрии и Румынии. Публиковал зарисовки с фронта в журналах «Лукоморье» и «Солнце России». После ранения в 1918 вышел в отставку. Во время Гражданской войны находился на Украине и в 1919 был мобилизован в Добровольческую армию. Сотрудничал как художник во фронтовых изданиях.

В 1920 заболел тифом и был эвакуирован во Львов, затем поселился в Познани (Польша). Сотрудничал в газетах, иллюстрировал сатирический журнал «Щелчок» и работал декоратором в Оперном театре, оформлял книги и написал серию польских исторических городских пейзажей.

С 1925 жил в Париже. Рисовал рекламу для американского производителя сельскохозяйственной техники «Harvester» и для универсального магазина «Bon Marché», был художественным редактором рекламного агентства «Le Cram». Рисовал для газеты «Иллюстрированная Россия», сатирического журнала «Ухват» (1926) . Иллюстрировал книги Саши Черного: «Дневник фокса Микки» (Париж, 1927 и 1929; репринт – в кн.: Саша Черный. «Избранная проза». М., 1991), «Кошачья санатория» (Париж, 1928), сборник произведений для детей «Молодая Россия», выпущенный ко Дню русской культуры (Париж, 1927), собрание лирической сатиры Дон-Аминадо «Накинув плащ» (1928).

В 1931 начал сотрудничать с издательством «Domino Press», основанным американкой Эстер Аверилл, для публикации детских книг с иллюстрациями молодых художников. Его первой книгой в этом издательстве стали «Истинные приключения американского охотника среди индейцев» Даниэла Буна (Boone D. «Historic Adventures оf an American Hunter аmong the Indians»). Эта работа положила начало карьере иллюстратора детских книг во Франции, Англии и США. Для того же издательства оформил книги о лошадях: «Порошок» («Powder», 1933) и «Вспышка» («Flash», 1934). В 1933 начал иллюстрировать книги серии «Albums du Père Castor» («Альбомы Папаши Бобра»; 27 книг за 10 лет) в издательстве «Flammarion». Подписывал работы псевдонимом Teo Rojan.

Другим направлением его творческой работы стала эротическая иллюстрация. В 1920–1930-е исполнил иллюстрации для библиофильских книг: «Верлибры» («Vers libres») Р. Радиге (1926), сборник пьес А. Моннье, Ж. де Буа и Л. Де Невилля «Эротический театр» («Le théâter érotique», 1932), серию из 30 литографий «Весенние идиллии» («Idylle printanière», 1936), «Эротические стихи» («Poésies érotiques») П. Луиса (1937), «Галантные песни» («Chansons galantes») П.-Ж. Беранже (1937).

В 1940, с началом оккупации Франции, перебрался на юг страны, а в 1941 переехал в США. До конца войны жил в Нью-Йорке на Манхеттене, затем в Бронксвилле, где оборудовал мастерскую и продолжал работать как иллюстратор детских книг. В 1946 женился на Нине Федотовой, дочери известного философа Георгия Федотова; у них родилась дочь Татьяна, которая часто являлась моделью для его иллюстраций. В 1968 принял американское гражданство.

В 1940–1950-е заключил контракты с несколькими крупными издательскими домами, в том числе с «Golden Books», «Simon and Schuster», «Randon House» и «Garden City». Среди его самых популярных детских книг: «Сказки матушки Гусыни» («The Tall Book of Mother Goose»; 1942) и «Три медведя» («The Three Bears»; 1948). В 1954 проиллюстрировал и самостоятельно издал в Париже книгу Н. Кодрянской «Глобусный человечек». В 1956 получил высшую награду в области американской детской иллюстрации – премию Caldecott Medal (медаль Рэндолфа Калдекотта) – за рисунки к книге: John Langstaff: «Frog Went A-Courtin» («Сватовство лягушки»). В 1957–1961 исполнил иллюстрации к 15 рассказам для 42-томного собрания «Лучшие детские книги» («Best in Children’s Books»; издательство «Doubleday»). Иллюстрировал сборники русских сказок: «Три медведя» (1967), «Сокол под колпачком» (1969). Cоздавал собственные книжки: «Звери в зоопарке» («Animals in Zoo», 1962), «Звери на ферме» («Animals on the Farm», 1967), «Азбука Ф. Рожанковского» («F. Rojankovsky’s ABC, an Alphabet of Many Things», 1970). Всего проиллюстрировал около 130 книг для детей. Выпускал открытки со своими сказочными персонажами; исполнял заказы Дирекции национальных парков, связанные с изданиями природоохранной тематики, писал акварельные пейзажи.

В 1960–1965 жил с семьей во Франции – на собственной вилле Лованду на Лазурном берегу и в Париже. Занимался сценографией балетов в небольших театрах и создал фрески в парижском детском приюте. В 1960-е посетил Москву.

В последние годы страдал болезнью глаз, но продолжал работать. Создал «Автобиографию языком красок» – большой альбом акварелей, иллюстрирующих его жизнь, а также альбом рисунков для детей «С бору по сосенке» (оба альбома не изданы).

Умер в своем доме в Бронксвилле. В 1973 мемориальная выставка состоялась в галерее F.A.R. в Нью-Йорке. В 1998 выставка «В честь Рожанковского» прошла в Лионе, затем была показана в Детской библиотеке в Кламаре, близ Парижа.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 2430.

* РЗФ; ХРЗ; AI 1/1234, 2/1083, 6/961, 7/1085, 10/760, 21/795; WWAA 1953/357, 1966/399.

Новое русское слово (Нью-Йорк). 1941. 6 окт.

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

[Некролог] // Русская мысль (Париж). 1970. 12 ноября (№ 2816). С. 11.

Коварская В. Художник детских грёз. Памяти Ф. С. Рожанковского // Новое русское слово. 1970. 16 дек.

Сосинский В. Встречи с Рожанковским // Детская литература. 1972. № 5.

Фивер У. Когда мы были детьми: Два века книжной иллюстрации для детей. М., 1979. С. 94, ил. 73.

Голлербах С. На западной стороне // Новый журнал (Нью-Йорк). 1989. № 175. С. 153–154.

Голлербах С. О русских художниках в Америке // Судьбы поколения 1920–1930-х годов в эмиграции : Очерки и воспоминания / ред.-сост. Л. С. Флам. М.: Русский путь, 2006. С. 406-407.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 334-349.

Сеславинский М. В. Французская книга в оформлении русских художников-эмигрантов (1920–1940-е годы). Автореф. дисс. на соиск. канд. историч. наук. М., 2010.

Художник книги Федор Рожанковский: Интервью с Т.Ф. Рожанковской-Коли и А.А. Папчинским // Про книги. 2013. № 1 (25). С. 6–22.

Голлербах С. Нью-Йоркский блокнот. Книга воспоминания. Нью-Йорк, 2013. C. 123–125.

Обухова-Зелиньская И. Художники на фронте. Ф. С. Рожанковский // Иркутский квартальник. 2014. № 9.

Gebrauchsgraphik. 1932. Bd 9, Dez. S. 40–47; 1935. Bd 12, Febr. S. 10–13, 18–19.

Averill E. Unfinished Pertrait of an Artist // Horn Book Magazine. 1956. Vol. 32, August. P. 246–253.

Eichenberg F. Feodor Rojankovsky, Friend of Children // American Artist. 1957. Vol. 21, Jan. P. 28–35.

de Saint Ra A. L. Childrens Books by Russian Emigré Artists, 1921–1940 // Journal of Decorative and Propaganda Art. Miami. 1989. Winter.

Rojankovsky’s Wonderful Picture Book: An Anthology Illustrated by Feodor Rojankovsky / Ed. By Nina

Rojankovsky. Introd. by Lucille Ogle. New York: Golden Press, 1972.

Lévêque–Plantureux. A l’enseigne du Père Castor: [Catalogue]. Paris: Flammarion, 1982.

La maison des Trois Ours: Hommage à Rojankovsky: [Catalogue]. Paris, 1998.

Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children’s Book 1890–1992. Nijmegen, 2009.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012