РЕМИЗОВ Алексей Михайлович

Remizov A.

А. М. Ремизов. Фото 1950-х

24 июня / 6 июля 1877 (Москва) – 26 ноября 1957 (Париж). Прозаик, драматург и художник-график.

Из московских купеческих семей Ремизовых и Найденовых, потомственный почетный гражданин. В юности мечтал стать художником, но из-за крайней близорукости не смог получить художественного образования. В 1884–1894 учился в 4-й Московской гимназии и в Александровской коммерческой школе. В 1895 поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

Летом 1896 побывал за границей (Австрия, Швейцария, Германия). В том же году за участие в студенческих демонстрациях был исключен из университета без права восстановления, помещен в Таганскую тюрьму, а затем сослан на два года в Пензу. Там познакомился с В. Э. Мейерхольдом и участвовал в работе его театра. В 1898 был вновь арестован за политическую агитацию среди рабочих, сослан в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар, Республика Коми) Вологодской губернии, в 1901 переведен в Вологду. В Вологде познакомился с Н. А. Бердяевым, Б. В. Савинковым, П. Е. Щеголевым, а также со своей будущей женой – палеографом Серафимой Павловной Довгелло (1876–1943).

В 1903, по окончании ссылки, переехал в Херсон, работал помощником режиссера у В. Э. Мейерхольда, затем жил в Одессе и Киеве; в 1905 получил разрешение жить в столице и поселился с женой и дочерью Натальей (1904–1945) в С.-Петербурге. В том же году опубликовал в журнале «Вопросы жизни» свой первый роман «Пруд». В дальнейшем жил литературным трудом: до отъезда из России издал более 30 книг прозы, сказок, стихов и драматургии. В литературном творчестве опирался на народные сказания, апокрифы, древнюю славянскую обрядность и собственную «сновидческую реальность». Участвовал в футуристическом альманахе «Стрелец» (1915). В 1918–1919 – член Петроградского Союза деятелей художественной литературы, с 1920 – член Всероссийского союза писателей.

В августе 1921 сдал личный архив на хранение в Пушкинский дом, эмигрировал через Эстонию в Берлин. Был членом Клуба писателей, одним из организаторов и заместителем председателя берлинского Дома искусств. Опубликовал в берлинских издательствах более 20 книг.

С ноября 1923 жил в Париже. Состоял членом парижского Союза русских писателей и журналистов. В 1925–1928 был близок к евразийству, входил в редколлегию журнала «Версты». Выступал с чтением своих произведений на литературных вечерах, в Русском народном университете в Париже, на концертах в пользу Тургеневской библиотеки и др. Участвовал в заседаниях «Зеленой лампы» (1927–1930-е), в работе Общества русских студентов для изучения и упрочения славянской культуры, входил в Центральный Пушкинский комитет (1935–1937). В парижский период опубликовал около 45 книг, печатался во многих журналах и газетах русской эмиграции, а также во французских периодических изданиях.

Тексты своих литературных произведений часто сопровождал рисунками. Придавал особое значение красоте написанного текста, любил окружать его заставками, буквицами и узорами древнеславянской письменной вязи. Создавал каллиграфические листы, грамоты и рукописные книги. Исполнил иллюстрации к поэме «Двенадцать» А. А. Блока (1921) и к «Легенде о Тристане и Изольде» (1951). Создал около 400 графических альбомов, в том числе «Последний путь из России» (1921), «Сны Тургенева», «Видения Н. В. Гоголя», «Взвихренная Русь» (все – 1920-е), «Русалия» (1938), «Сны и происшествия в канун войны» (1939), «Медовый месяц войны» (1939), «Клешня из слоновой кости» (1947). Многие годы вел «Графический дневник», где ежедневно фиксировал сны и фантазии, связанные с реальными фактами личной жизни и историческими событиями. Среди его работ есть безымянные абстрактные коллажи, напоминающие витражи, цветные рисунки на тему русских сказок («Косматые и косатые», «Из болота», «Единорог» и др.), полуфантастические портреты («Ф. А. Степун» – 1927, «В. Ф. Ходасевич» – 1931 и др.).

Впервые его рисунки экспонировались в С.-Петербурге на выставке «Треугольник – Венок-Стефанос» (1910) среди автографов других писателей. Во Франции они заинтересовали П. Пикассо, А. Бретона, П. Элюара, Н. С. Гончарову, М. Ф. Ларионова и И. А. Пуни. В 1927 при содействии Н. В. Зарецкого рисунки были показаны в берлинской галерее Der Sturm (часть из них опубликована в немецких журналах). В 1932 участвовал в Выставке автографов русских и французских писателей, организованной в Париже журналом «Числа», в 1933 – в Выставке рисунков писателей в Народном музее в Праге (1000 рисунков), в 1939 – в выставке «Сон в искусстве и литературе», организованной парижским журналом «Visage du Monde» (иллюстрации к «Снам» И. С. Тургенева). В 1934 педагог В. Перемиловский устроил его персональную выставку в г. Моравска-Тршебова в Чехословакии.

В 1930–1940-е испытывал материальные трудности, так как его книги не издавались, но всегда был окружен друзьями, которые оказывали моральную и материальную помощь, устраивали чтения, распространяли рукописные книги и рисунки. В 1950-е, благодаря поддержке С. М. Лифаря, Н. В. Резниковой и Н. В. Кодрянской, выпустил ряд книг во Франции и США. Вел безуспешные переговоры об издании книг в СССР (публикация его произведений в СССР началась только в 1978).

В последние годы почти ослеп. Умер в своей квартире на улице Буало, 7. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.

В 1976 его рисунки экспонировались на Выставке современного русского искусства во Дворце Конгрессов в Париже, в 1980 – на Выставке современного русского искусства из собрания Т.-П. Уитни в университете в Шарлотсвилле, шт. Вирджиния. В 1985 в Амхерст-колледже, шт. Массачусетс, прошла международная конференция, посвященная его творчеству, и состоялась выставка рисунков и грамот из собрания Т.-П. Уитни. В 1992 выставка «Волшебный мир Алексея Ремизова» прошла в Государственном музее истории С.-Петербурга. Многие графические работы хранятся в Рукописном отделе Института русской литературы РАН (Пушкинский дом), куда по завещанию писателя поступила часть его зарубежного архива. Здесь в 2008 было подготовлено издание его рукописных книг. Представлен также в РГАЛИ и в собрании Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 420 (Фонд А. М. Ремизова); ОР ИРЛИ. Ф. 256 (Фонд А. М. Ремизова).

* Золотая книга; РЗФ; ХРЗ.

Куковников В. [Ремизов А. М.] Рукописи и рисунки А. Ремизова // Числа. 1933. № 9. С. 191–194.

Временник Общества друзей русской книги. № 4. Париж, 1938.

Рисунки писателей // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1954. 27 июля.

Зайцев Б. Смерть Ремизова // Русская мысль. 1957. 3 дек.

Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959 (25 ил.).

Анненков Ю. Дневник моих встреч. Т. 1. Нью-Йорк, 1966. С. 229.

Гречишкин С.С. Архив А. М. Ремизова // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1975 г. Л., 1977.

Ремизов А. М. Избранное / Ред. и вступ. ст. Ю. А. Андреева. М., 1978. С. 17, 31, 435–453.

Резникова Н. Огненная память: Berkeley Slavic Specialties. S.l., 1980.

Струве Г. Надписи Ремизова на книгах // Русский альманах. Париж, 1981.

Долинский М. З. Искусство и Александр Блок. М., 1985 (указ.).

Голлербах С. Образы Алексея Ремизова: Выставка работ из собрания Томаса Уитни // Русская мысль (Париж). 1985. 2 авг. (№ 3580). С. 11.

Марков А. «Барсакуньи сказки» А. М. Ремизова // Панорама искусств. Вып. 11. М., 1988. С. 381–392.

Волшебный мир Алексея Ремизова: Каталог выставки. Музей истории С.-Петербурга. СПб., 1992.

Инскрипты А. Ремизова: Каталог выставки из коллекции А. Луценко. СПб., 1993.

Молок Ю. Графические сны А. Ремизова // Око (Париж). 1994. № 1. С. 32–37.

Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., 1994.

Чалмаев В. А. Ремизов А. М. // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918–1940: Писатели Русского Зарубежья. М., 1997. С. 332–335.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.).

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 290–293 (илл.).

Русские писатели 20 века: библиографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. М., 2000. С. 588–590

Обатнина Е. Р. Царь Асыка и его подданные. Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб., 2001.

Обатнина Е. Р. А. М. Ремизов. Личность и творческие практики писателя. М., 2008.

Zaretzky N. V. Russische Dichter als Maler und Zeichner. Recklinghausen, 1960. S. 72–77.

La Peinture Russe Cotemporaine: [Catalogue]. Palais des Congrès. Paris, 1976. P. 56–57.

Ryman A. Aleksey Remizov on Drawings by Writers // «Leonardo» Pergamon Press. 1980. Vol. 13. P. 234–240.

Images of Aleksei Remizov. Drawings and Handwritten and Illustrated Albums from the Thomas P. Whitney Collection. Amherst College, Mead Art Museum. Amherst, 1985.

Antiquariaat Hinderickx & Winderickx. A. Remizov: [Catalogue 13]. Utrecht: The Netherlands, s. a.

Рукописные книги:

Ремизов А. М. Рукописные книги: Из разных моих книг и на разные случаи. Гаданье данное людям от Бурхана-Мандзышира. Как научить писать / Сост. и вступ. ст. А. М. Грачевой. СПб.: Пушкинский Дом, 2008.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012