ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович (псевд. Ильязд)

Zdanevitch I. (alias Iliazd)

И. Зданевич.

9/21 апреля 1894 (Тифлис) – 25 декабря 1975 (Париж). Художник книги, журналист, поэт и прозаик, теоретик русского авангарда.

Сын преподавателя французского языка 6-й Тифлисской гимназии Михаила Андреевича Зданевича (правнука сосланного на Кавказ польского аристократа) и пианистки Валентины Кирилловны Гамкрелидзе. Мать училась музыке у П. И. Чайковского; ее предки в ХΙХ веке занимали важные административные должности на Кавказе. Брат Кирилл (1892–1969) – художник и искусствовед.

В детстве вместе с братом брал уроки живописи, изучал грузинскую старину. В 1911, по окончании с золотой медалью 1-й мужской гимназии в Тифлисе, поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Познакомился с В. С. Бартом, М. В. Ле Дантю, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой и В. В. Маяковским, увлекся новыми течениями в искусстве и вскоре стал одной из главных фигур русского футуризма. Пропагандировал идеи Ф. Маринетти, с которым начал переписку еще в гимназические годы. Занимался вопросами языкознания и теории поэзии. 18 января 1912 выступил с полемическим докладом о футуризме на диспуте «Союза молодежи» в Троицком театре миниатюр в Петербурге. 23 марта 1913 изложил свое видение принципов футуризма на диспуте в Политехническом музее в Москве перед открытием выставки «Мишень»; 5 ноября 1913 на закрытии выставки Гончаровой в Москве прочел доклад «Всёчество», призывающий к отказу от идей футуризма и синтезу всех видов и направлений искусства; опубликовал совместно с Ларионовым «Да-манифест», предвосхитивший декларации дадаистов («Театр в карикатурах». 1914. 1 янв. С. 19), и манифест «Почему мы раскрашиваемся?» («Аргус». 1913. № 12. С. 114–118), пропагандирующий футуристический грим. В 1913 под псевдонимом «Эли Эганбюри» опубликовал книгу «Н. Гончарова, М. Ларионов». В том же году, приехав на каникулы в Тифлис вместе с братом и Ле Дантю, встретил Н. Пиросманашвили, привез его работы в Москву и показал на выставке «Мишень». В 1914 неоднократно выступал с докладами об авангардистском искусстве в «Бродячей собаке» в С.-Петербурге и стал одним из авторов манифеста литературной группы «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров, Н. Н. Асеев и др.). В 1916 выпустил единственный номер газеты «Бескровное убийство» (совм. с Ле Дантю, В. М. Ермолаевой и Н. Ф. Лапшиным). В 1915–1917 был кавказским корреспондентом петроградской газеты «Речь».

В марте 1917 организовал общество «Свобода искусству!», в противовес горьковской Комиссии по делам искусств; выступал с докладами на митингах о преобразованиях в сфере культуры. Вместе с В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Пуниным и С. С. Прокофьевым опубликовал воззвание, направленное против идеи создания «министерства искусств», выдвинутой А. Н. Бенуа. По окончании университета весной 1917 недолго служил в секретариате А. Ф. Керенского, затем вернулся вместе с братом в Грузию.

В июне–октябре 1917 в качестве фотографа и художника участвовал в экспедиции Тифлисского археологического общества для описания памятников древней грузинской культуры на территории Турции, занятой в то время русскими войсками. Вернувшись в Тифлис, вместе с А. Е. Крученых, К. М. Зданевичем и И. Г. Терентьевым создал авангардистское объединение «41º» (название по месту расположения Тифлиса – на 41º северной широты) и одноименное футуристическое издательство. Организовал выпуск малотиражных сборников «заумной поэзии», экспериментировал со шрифтом, полиграфией и общим оформлением книги. Иллюстрировал и оформил книги Терентьева («17 ерундовых орудий», «Рекорд нежности», «Трактат о сплошном неприличии» и др.) и Крученых («Миллиорк» и «Лакированное трико»), а также собственные драмы на «заумном» языке: «Янко, круль албанскай», «Остраф пасхи», «згА Якабы» «асЕл напракАт», «аслааблИчья». Опубликовал типолитографии в коллективном сборнике «Софии Георгиевне Мельниковой» (Тифлис, 1919).

В ноябре 1920 через Батум (Батуми) выехал с грузинским паспортом в Константинополь и около года провел там в нищете, ожидая французскую визу. В ноябре 1921 приехал в Париж, где первое время жил у Ларионова. Стал секретарем (1922), затем председателем (1925) Союза русских художников в Париже и был одним из устроителей благотворительных балов в помощь художникам. Выступал с докладами и поэтическими чтениями. Посещал литературно-художественный кружок «Гатарапак». Вместе с С. М. Ромовым организовал группу «Через» (1 марта 1923), которая ставила своей целью установление контактов между русскими и французскими деятелями искусств. 31 мая 1923 устроил вместе с редакцией журнала «Удар» публичное чествование приехавшего в Париж Маяковского. Открыл «Университет 41º» в кафе «Хамелеон», в котором читал лекции для художников, поэтов и артистов. Участвовал в выставках русских художников в галереях La Licorne и La Boétie (1923).

Бывал на собраниях французских дадаистов и сюрреалистов, сблизился с П. Элюаром, Ж. Кокто, Дж. де Кирико, Т. Тцара, С. И. Шаршуном, Р. и С. Делоне. Познакомился с П. Пикассо, который стал его близким другом и соавтором ряда творческих проектов. В 1923 написал, оформил и опубликовал под псевдонимом Ильязд заумную драматическую поэму «ЛидантЮ фАрам», посвященную памяти Ле Дантю (экспонировалась в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже в 1925). В 1927 написал роман «Восхищение», который предполагался к выпуску в СССР, но был отвергнут московским издательством «Федерация» и издан в Париже под издательской маркой «41º» (1930).

Некоторое время занимался росписью тканей для С. Делоне. С 1927 по рекомендации С. П. Дягилева работал художником по тканям на фирме «Black Bel Air» (позже вошла в компанию «Шанель»), в 1933–1937 был ее директором и организовал филиалы в Лондоне и Бирмингеме.

В 1926–1939 был женат на натурщице Симоне Аксель Брокар, в 1940–1943 – на нигерийской принцессе Ибиронке Акинсемойин (Ibirionké Akinsemoyin).

В 1940-е сосредоточился на издательской деятельности. Возродил издательство «41º» для выпуска коллекционных малотиражных книг и привлек к их оформлению П. Пикассо, А. Дерена, А. Матисса, Ф. Леже, Л. Сюрважа, М. З. Шагала, Г. Арпа и др. Разрабатывал идею и общую композицию каждого издания, рисунок текста, раскладку листов, тип и фактуру бумаги, художественно-полиграфическое решение. В числе выпущенных издательством книг антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» («Poesie de mots inconnus», 1949).

Опубликовал библиофильские книги своих стихов и прозы: «Афет» («Afat»; 1940; с иллюстрациями П. Пикассо), «Раэль» («Rahel»; 1941; во французском переводе П. Элюара, с иллюстрациями Л. Сюрважа), «Письмо» («Escripto»; 1948 с иллюстрациями Пикассо), «Приговор безмолвный» («Sentence sans paroles»; 1961; иллюстрации Ж. Брака и А. Джакометти), «Бустрофедон в зеркале» («Boustrophédon au miroir»; 1971, оформление Ж. Рибемон-Дессена) и др. Исполнил ксилографии для книг «Стихи и деревья» («Poèmes et bois») Р. Османа (1961) и «Поэма прозрения» («Un soupçon») П. Элюара (1965).

В 1968 женился на владелице керамической мастерской Элен Дуар, под влиянием которой занялся керамикой.

Похоронен на грузинском кладбище в Левилль-сюр-Орж. В 1976 выставка памяти художника состоялась в Музее современного искусства города Парижа, в 1978 – в Национальном музее современного искусства, в 1987 – в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Библиография:

* Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХРЗ.

Зданевич К. М. Нико Пиросмани. Тбилиси, 1963. С. 53–58, 65, 84, 90–92.

Паншина Т. Поэзия и книги Ильязда // Русская мысль (Париж). 1976. 1 июля (№ 3110). С. 11.

Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983. (Указ.).

Гейро Р. Три письма Виктора Шкловского Илье Зданевичу // Русская мысль (Париж). 1987. 25 дек. (№ 3705). С. 7.

Из архива Ильи Зданевича / Публ. Р. Гейро // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 5. Париж, 1988; М., 1991. С. 123–164.

Стригалев А. Кем, когда и как была открыта живопись Н. А. Пиросманашвили? // Панорама искусств. Вып. 12. М., 1989. С. 296–332.

Ильязд. Из писем Филиппу Прайсу / Публ. Е. Божур // Новый журнал (Нью-Йорк). 1989. № 174. С. 107–140.

Кирилл Зданевич. Илья Зданевич: Каталог выставки в Государственном музее искусств Грузинской ССР. Тбилиси, 1990.

Из архива Ильи Зданевича / Публ. Р. Гейро // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 5. М., 1991. С. 123–164.

Нечаев В. Муза «41º» // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 10. М.; СПб., 1992. С. 158–174.

«Мы жили тогда на планете другой…»: Антология поэзии Русского Зарубежья. 1920–1990 / Сост. Е. В. Витковский. Кн. 2. М., 1994. С. 62–70, 422.

Борис Поплавский. Покушение с негодными средствами: Неизвестные стихотворения и письма к И. М. Зданевичу / Сост. Р. Гейро. М.: Гилея; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1997.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.).

Парнис А. «Теперь я знаю, что такое жизнь…»: Илья Зданевич – первый биограф Пиросманишвили // Русская мысль. 2000. 4, 11, 18, 25, мая, 1 июня (№ 4316–4320)

Никольская Т. «Фантастический город»: Русская культурная жизнь в Тбилиси: 1917–1921. М., 2000.

Никольская Т. Авангард и окрестности. СПб., 2001.

Васильев И. Е. Ильязд. Вехи жизни и творчества И. М. Зданевича // Известия Уральского гос. ун-та. 2002. № 24. С. 177–188.

Русский Париж. 1910–1960. СПб.: Palace Edition, 2003. С. 65–70.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 274–281.

Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Кн. 1, 2. М., 2010. (Указ.).

Le Rencontre Iliazd – Picasso. Hommage á Iliazd: [Catalogue]. Musée d’Art Moderne de la ville de Paris. Paris, 1976.

Iliazd. Centre Georges Pompidou: [Catalogue]. Musée National d’Art Moderne. Paris, 1978 (bibl.).

Iliazd and the Illustrated Book: [Catalogue]. Museum of Modern Art. New York, 1987.

Iliazd. Bibliographie raisonnée établi par Regis Gayraud. Paris: Les carnets de l’Iliazd Club, 1990; 1992.

Iliazd & ses peintres, dossier établi par R. Gayraud. Paris, 1997.

Сочинения:

Собрание сочинений в 5 тт. Москва; Дюссельдорф: Гилея; Голубой всадник 1994–1995 (Т. 1. Парижачьи; Т. 2. Восхищение).

Письма Моргану Филипсу Прайсу. М.: Гилея, 2005.

Философия футуриста. Романы и заумные драмы / Предисл. Р. Гейро, подг. текста и коммент. Р. Гейро и С. Кудрявцева, сост. и общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2008.

Архивы:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012