АЛЛЕГРИ Орест Карлович

Allegri O.

О. Аллегри

1866 (Италия) – март 1954 (Париж). Художник театра.

Сын капельмейстера-итальянца и балерины. В юности обосновался в С.-Петербурге. Учился в ИАХ под руководством М. А. Шишкова. Работал в Санкт-Петербурге. С 1887 – помощник декоратора Императорских театров (работал под руководством француза Генриха Левота), в 1891–1908 и 1913–1917 – декоратор Императорских театров, в 1909–1913 – декоратор театра Литературно-художественного общества, с 1917 – главный декоратор Госактеатров. Создавал декорации в традициях официальной сцены, мастер архитектурно-перспективных декораций.

Участвовал в оформлении спектаклей Мариинского театра – опер «Пиковая дама» (1889) и «Черевички» (1908) П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1902), «Фауст» Ш. Гуно (1903), «Нерон» А. Г. Рубинштейна (1903), «Джоконда» А. Понкьелли (1913), балетов «Дочь микадо» В. Г. Врангеля (1897), «Раймонда» (1898) А. К. Глазунова, «Эсмеральда» Ц. Пуни (1899), «Корсар» А. Адана (1899), «Ученики Дюпре» на муз. А. Визентини (1900), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1908), «Эвника» А. В. Щербачева (1907) «Талисман» Р. Дриго (1909); Эрмитажного театра – балетов «Жавотта» К. Сен-Санса (1897), «Арлекинада» Р. Дриго (1900); Александринского театра – «Калигула» А. Дюма (1904), «Доходы миссис Уоррен» Б. Шоу (1904); театра Литературно-художественного общества – «Принцесса Грёза» Э. Ростана, «Орлеанская дева» Ф. Шиллера; Большого драматического театра – «Рваный плащ» Сен-Бенелли (1919). Исполнил эскиз занавеса Александринского театра (1908).

В 1916 создал подготовительные рисунки к панно «Триумф Азии», заказанного Александру Бенуа для убранства интерьера ресторанного зала Казанского вокзала в Москве. В 1917 участвовал в реставрации картин из коллекции Таврического дворца в Петрограде.

В 1921 выехал в Италию, затем поселился во Франции в Шату, близ Парижа. Работал для Русского балета С. П. Дягилева, исполнял декорации по эскизам Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа и других художников. Самостоятельно оформил балеты для Анны Павловой: «Тщетная предосторожность» И. Хертеля, «Восточные впечатления» К. Баннарджи и «Фрески Аджанты» (1923) на индийскую музыку. В 1927 со своим учеником Н. A. Бенуа исполнил декорации к спектаклю «Императрица скал» С.-Ж. де Буэльи для гастролей Иды Рубинштейн в Гранд-Опера. В том же году работы экспонировались на Выставке советского театрально-декорационного искусства в Ленинграде.

В 1940-е сотрудничал с компанией «Русский балет полковника де Базиля». Исполнил декорации по эскизам К. А. Коровина к балету «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и по эскизам С. Ю. Судейкина к балету «Паганини» С. В. Рахманинова. В 1946–1948 для Драматического театра Восточного Колмара создал сценографию к спектаклям «Арлезианка» А. Доде, «Мизантроп» и «Тартюф» Мольера.

Спектакли с его декорациями были возобновлены в Малом оперном театре (опера «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно – 1947 и 1955) и в Государственном академическом театре оперы и балета (опера «Баядерка» Л. Ф. Минкуса – 1941 и 1955) в Ленинграде.

Сын – художник Орест Аллегри (младший) погиб в 1923 в Петрограде в результате несчастного случая, его вдова – художница Параскева Кларк.

Библиография:

* ХН СССР 1/114–115; ХРЗ.

Степанов В. Я. Опыт словаря декораторов: Опись памятников русского театра из собрания Л. И. Жевержеева / Вступ. ст. Н. Н. Евреинова. Пг., 1915. С. 19–20, 28, 39.

Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917–1927 / Под ред. Э. Ф. Голлербаха, А. Я. Головина и Л. И. Жевержеева. Л., 1927. С. 346, 356.

Головин А. Я. Встречи и впечатления: Письма. Воспоминания о Головине / Сост. А. Г. Мовшесон, вступ. ст. Ф. Я. Сыркиной. Л.; М., 1960. (Указ.).

Горький и художники: Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964. (Указ.).

Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. (Указ.).

Deotto P. Orest Karlovič Allegri // Russi in Italia.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

08.10.2011