ХИМОНА Николай Петрович

Himona (Khimona) N.

М. Маржуванов. Портрет Н. П. Химоны. 1920. Бум., кар. Частное собрание. Греция.

25 сентября 1864 (Евпатория, Крым) – июль 1929 (о. Скирос, Греция). Живописец.

Отец – Петр Павлович Химона, грек, служил унтер-офицером Балаклавского греческого пехотного батальона (с 1846), в Крымскую войну участвовал в обороне Севастополя; мать – Фотинья Николаевна Василькиоти, родом из крымской греческой деревни Карань. Детство прошло в Евпатории, где семья занималась коммерцией. Получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки.

Живописное мастерство изучал в Петербурге. Сначала поступил в головной класс ЦУТР, а с 1889 стал вольнослушателем ИАХ. Учился в пейзажном классе у И. И. Шишкина, затем у А. И. Куинджи, с которым сохранял дружбу все последующие годы. Окончил курс в 1897 со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза». На следующий год в группе учеников А. И. Куинджи на средства учителя побывал в Берлине, Дрездене, Вене и Париже. В 1902 женился на Ольге Алексеевне Хитрово дворянского происхождения. Супруги поселились в Павловске (ул. Обводная, 4). В 1904–1905 совершил первое путешествие на родину предков в Грецию.

Писал пейзажи, отдавая предпочтение видам южной России и Крыма. Интересовался световыми эффектами, любил изображать облака, море, большие пространства. С годами в работах усиливалась экспрессия.

С 1897 участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ и выставках Общества русских акварелистов. В 1902 выставленная на Весенней выставке картина «Финляндия» была приобретена Музеем Александра III. В 1903 получил 1-ю премию ОПХ за картину «Мельница» («Зима»), в 1907 – 1-ю премию им. Александра III из Фонда А. И. Куинджи за картину «К весне» (в 1908 она была отмечена малой золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене). Акварели приобретались вдовствующей императрицей Марией Федоровной и вел. князем Владимиром Александровичем. Работы репродуцировались в журналах «Солнце России», «Вершины», «Нива», «Огонек», в приложениях к газете «Новое время» и на открытках Общины св. Евгении.

В 1897–1919 преподавал в Рисовальной школе ОПХ, где руководил декоративно-малярной мастерской, вел общерисовальный и этюдный классы, с 1900 – инспектор школы. В 1904 был избран действительным членом ОПХ. В 1909 стал одним из учредителей Общества имени А. И. Куинджи. В 1916 был удостоен звания академика.

После революции участвовал в 1-й и 2-й выставках Общества им. А. И. Куинджи (Пг., 1917, 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и др.

В период Красного террора жена художника Ольга Химона по доносу была арестована новой властью за передачу посланий политическим заключенным. Попытки освободить жену не увенчались успехом, оставаться в Петрограде было опасным, и художник уезжает в Крым к родственникам, а оттуда в 1919 эмигрирует в Грецию, где с его творчеством были уже знакомы по публикациям.

В Греции, пытаясь оправиться от пережитых ужасов в России, первое время жил на знаменитой горе Парнас вместе с пастухами. Парнас вдохновил на серию картин, изображающих «нетуристскую» Элладу. Вскоре в Грецию приехала и Ольга Химона, сумевшая все-таки выбраться из России. Обладая организаторскими способностями она стала менеджером художника. Успех первой же выставки в Афинах позволил им приобрести дом в пригороде Афин Сеполья. В течение 1920-х много путешествовал по стране, создал серии картин Пелопонесса, Крита, Санторини, Левкады, Керкера.

Почти ежегодно проводил персональные выставки в Афинах: 1921, 1925/1926, 1926/1927 – в культурном центре «Парнассос», в 1923 – в выставочном зале Министерства сельского хозяйства, в 1928 – в галерее Стратигопулу. В 1924 с помощью друзей устроил первую выставку в Лондоне; там выставки повторялись и в последующие годы.

Скончался от малярии на острове Скирос, куда приехал для работы; там же был похоронен (могила не сохранилась). В декабре 1929 Ольга Химона устроила посмертную ретроспективную выставку художника в афинской галерее Синтактон (118 работ), а в 1930 в лондонской галерее Arlington.

Собрание работ Н. Химоны оставалось в руках вдовы вплоть до ее смерти в 1963 в Лондоне, где она была на лечении. В дальнейшем собрание находилось у ее ближайшей подруги баронессы Елизаветы фон Рейски, а после смерти баронессы, было перевезено ее племянницей во Францию.

В настоящее время наследие Н. П. Химоны находится в основном в Греции: 22 картины – в Национальной картинной галерее в Афинах, по несколько работ в галерее на острове Родос, в собрании Национального банка, в галерее Аверов и в других частных коллекциях, а также во Франции и США. В России представлен в ГТГ, ГРМ, в Саратовском гос. художественном музее имени А. Н. Радищева, в краеведческом музее Евпатории и в частных коллекциях.

Библиография:

* ХРЗ; AI 1/692; Bénézit-1 2/487; Johnson–Greutzner; Vollmer 2/447.

РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1889. Д. 71.

Автобиография Николая Химоны (рукопись на греческом языке). Архив семьи Василькиоти. Греция.

Жалнина-Василькиоти И. Л. Николай Химона: путь на Парнас // Собрание шедевров (Москва). 2010, июнь. № 2 (25). С.46-55.

Калед. Во Дворце искусств // С.-Петерб. ведомости. 1911. 5 апр.

Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 56, 58, 115.

Яремич Р. Живая художественная школа // Биржевые ведомости. 1915. 8 мая.

Возрождение. 1929. 1 авг. (№ 1521).

Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузнецовой. М., 1974. С. 611.

Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977. С. 283 (указ.).

Daily Telegraphe (London). No 4. June 1924.

Apollo. (London). 1930. Vol. 11. P. 489.

Colour. (London). 1930. Vol. 2, May. P. 28.

Произведения:
Приложения:
География:
Составители:
Дата ввода:

15.12.2011