ЧЕРМАЕВ Серж (наст. Иссакович Сергей Иванович)

Chermayeff S.

С. И. Чермаев.

8/20 октября 1900 (Терская обл., близ Грозного) – 8 мая 1996 (г. Уэлфлит, штат Массачусетс, США). Архитектор, дизайнер, педагог, теоретик архитектуры и градостроительства.

Из семьи преуспевающего предпринимателя. Посещал частную школу в Москве, в 1910–1940 жил и работал в Англии. Блестяще закончив школу Хэрроу (1914–1917), поступил в Тринити Колледж в Кембридже, но не смог продолжать обучение из-за произошедшей в России революции.

В 1917 вступил в Британскую Армию, служил переводчиком на Восточном фронте в Мурманске, но был уволен из-за своего российского происхождения. До 1923 работал журналистом в газетном агентстве «Amalgamated Press». В 1921 посетил Берлин для встречи с родителями, эмигрировавшими из России (Москвы). Через несколько лет после смерти отца сменил отцовскую фамилию Иссакович на фамилию дяди Чермаев.

В 1924 был нанят в лондонскую фирму Эрнста Вильямса (Ernest Williams, Ltd.), занимавшуюся театрально-декорационной практикой. В 1928 поступил на работу в мебельную фирму «Уорринг энд Гиллоу» (Waring and Gillow), где основал отдел современного дизайна. Разработал новые образцы стульев и столов, а также светильников и часов, которые в течение предвоенных лет выпускались известными лондонскими мануфактурами. В 1934 создал первое в Англии пластмассовое радио для компании E. K. Cole, Ltd., продажа которого принесла заказчику коммерческий успех.

В 1934 вместе с эмигрировавшим из Германии архитектором Эриком Медельсоном организовал частное архитектурное бюро. Они выиграли первый же конкурс на строительство развлекательного комплекса и отеля Де ла Варр в Бексхилле (De La Warr, Bexhill, 1934), несмотря на развернутую против их иностранного происхождения кампанию. Это был новаторский проект, принесший обоим архитекторам известность в Британии.

Начало войны с Германией и меры предосторожности по затемнению города заставили партнеров закрыть офис. В 1940 безуспешно пытался попасть на фронт. Начал общественную работу, связанную с защитой населения от бомбежек. Опубликовал брошюру «План мер предосторожностей во время воздушных налетов: практические правила» (A Prаctical Plan for Air Raid Precaution: A Practical Policy), в которых изложил архитектурно-строительные меры защиты населения от бомбардировок.

В 1940 эмигрировал в США. Первое время жил в доме архитектора Вальтера Гропиуса в Линкольне (штат Массачусетс), в 1941 поселился в Сан-Франциско. В 1942 разработал проекты жилых домов в Калифорнии: Mayhew House и Horn House. Дизайнер-оформитель выставки «Дизайн для жизни» в Музее современного искусства (Нью-Йорк, 1944). Разработал эскиз-идею генплана района и жилищного комплекса, который представил на выставку «Маленький домик завтрашнего дня» (тот же музей, 1945). В 1946 принял американское гражданство.

В 1943 получил архитектурную лицензию и вступил в Американский союз архитекторов. В 1954 вышел из организации, мотивируя свой поступок отсутствием в Союзе инициатив, связанных с научной и исследовательской деятельностью. В 1944 совместно с В. Гропиусом, Л. Каном, Дж. Хоу, О. Стоноровым и Дж. Хаднатом основал Американский союз градостроителей и архитекторов (American Sociaty of Planners and Architects). В 1945 активно участвовал в деятельности Интернационального Конгресса Современной Архитектуры (CIAM, американский отдел), и в деятельности архитектурного отдела Национального Комитета по американо-советским отношениям.

Основные архитектурные проекты и постройки (1935–1972): павильон Де Ла Варр, (совместно с Э. Мендельсоном; 1935, Бэксхилл, Великобритания); интерьеры студии БиБиСи (1932, Лондон, Великобритания); «Бентли Вуд», собственный дом семьи архитектора (1938, Халланд, Сассекс, Великобритания); дом Кларенса Мэйхю (совместно с Кларенсом Мэйхю, 1942, Окланд, Калифорния, США); Хорн Хауз (1942, Рэдвуд, Калифорния, США); жилые дома для семейных сотрудников Гарвардского университета (1956–1960, Кембридж, Массачусетс, США); собственный летний дом архитектора на Кейп-Коде (1944–1972, Труро, Массачусетс, США)

Преподаватель Сан-Франциского института искусств (1940–1941), профессор дизайна Бруклинского колледжа (1942–1946), консультант по архитектуре и промышленному дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке (МОМА, 1942–1947), президент Института дизайна (Чи¬каго, 1946–1951), профессор архитектуры Массачусетского технологического инсти¬тута (1951–1952), профессор Гарвадской Школы Дизайна (1953–1962 и 1974) и Йельского университета (1962–1971), лектор в Университете штата Огайо в городе Колумбус (1980).

Перед началом педагогической деятельности в Бруклине изучал методику преподавания Ласло Мохоли-Надя в Чикагском Институте Дизайна. Реорганизовал художественный факультет Бруклинского Колледжа. В 1944 защищал новый учебный план в Комитете высшего образования штата Нью-Йорк от обвинений в прокоммунистической направленности. Получил разрешение преподавать по своему плану.

В университетах, где он работал, изменял образовательный процесс введением дисциплин, связанных с архитектурой социальной направленности и охраной окружающей среды. В Масачуссетском Технологическом Институте предложил новую тему курсового проекта «Солнечный небоскреб». В 1955 в Гарварде разработал цикл междисциплинарных учебных программ, фокусом которых стало муниципальное жилье, а также план научных исследований для аспирантской программы. В устных выступлениях, исследованиях и творческих экспериментах акцентировал социально-общественные аспекты архитектуры.

Годы работы в Йеле посвятил изучению принципов градообразования. Создал теорию формирования городской среды, получившей название «Йельская Модель». Разработал учебный план с усиленной градостроительной подготовкой студентов. В 1971 выпустил книгу (совместно с Александром Тзонисом) «Форма общества», обобщившую эти исследования.

Параллельно с академической деятельностью основал художественную мастерскую-студию в городке Труро в собственном летнем доме. Экспериментировал с деревянными конструкциями, некоторые идеи легли в основу проектов: частные дома Сиджерсена и Уилкинсона в Труро, модель муниципального жилищного комплекса.

В 1969 вышел на пенсию, продолжая читать лекции в США и за рубежом. В Гарвардском университете в 1974 провел ряд семинаров на тему современных проблем архитектуры; прочел лекцию «Организации. Приоритеты. Революции» в рамках 12-ой ежегодной серии лекций им. Вальтера Гропиуса. С 1975 отошел от общественной жизни и активно занялся живописью. Много работал по упорядочиванию своего архива. В 1980 принял почетное звание доктора и обязанности «профессора в отставке» в Университете штата Огайо в городе Колумбус.

Почетные награды: золотая медаль Канадского института архитектуры (1974), награда по архитектурному образованию Американского института архитек¬туры (1980), премия лондонской Ассоциации промышленного искусства и дизайна (1980). Почетный доктор Университета Вашингтона в Сент-Луисе (1974) и Университета штата Огайо (1980).

Работы экспонировались на лондонских выставках «Тридцатые» (галерея Hayward, 1979) и «Британское искусство и дизайн» (Музей Виктории и Альберта, 1983). Сыновья – Питер (архитектор) и Иван (графический дизайнер).

Библиография:

* ХРЗ; AI 1/315, 2/286, 3/314, 4/282, 5/194–195, 6/253, 7/282, 8/282, 9/196, 10/200, 11/178, 12/210, 13/208, 14/226, 15/225, 16/125, 19/213, 20/204; Seuphor1; WW in Art 1950/86, 1954/132, 1960/140, 1966/99, 1968/104–105.

Synopsis of Conclusions and Record of Progress: The Chermayeff Studio. New Haven: Conn., 1969.

Plunz R. Projects and Theories of Serge Chermayeff. Cambridge: Massachusetts, 1972.

Engelbrecht L. C. Serge Chermayeff // Contemporary Designers / Ed. Colin Naylor. Chicago; London: St. James Press, 1990. P. 105–106.

Contemporary Masterworks / Ed. Colin Naylor. Chicago; London: St. James Press, 1991. P. 410–411.

Сочинения:

A New Spirit and Idealism // The Architect’s Journal. 1931 № 74 (4 November). P. 619-620

Architecturу at the Institute of Design // L’Architecture d’Aujourd’hui. 1950 № 20 (February). P. 50-68

Education for Modern Design: Inaugural address to Chicago Institute of Design given 4 February 1947 // College Art Journal VI 1947 (Spring): p. 219 - 221

Environmental Design is our Task // London, Pidgeon Audio Visual, 1980

[with Christopher Alexander]. Community and Privacy: Toward a New Architecture of Humanism // Garden City, N. Y., Doubleday & Company, 1963

[with Alexander Tzonis]. Shape of Community: Realization of Human Potential // Baltimore, Penguin Books, 1971

Design and the Public Good // Edited by Richard Plunz . Cambridge MA, London MIT Press, 1982. 414.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
География:
Составители:
Дата ввода:

08.09.2011