КРЕМЕНЬ Павел (Пинхус)

Krémègne P.

П. Кремень.

28 июля 1890 (д. Жалудок Виленской губ., ныне Щучинский р-н Гродненской обл., Беларусь) – 5 апреля 1981 (Сере, деп. Восточные Пиренеи, Франция). Живописец.

Младший ребенок в многодетной еврейской семье, сын ремесленника-кустаря.

В 1909–1912 учился в Виленском художественном училище, где подружился с Х. Сутиным и М. Кикоиным. В 1912 без денег нелегально пересек границу и через Германию попал в Париж. Поселился в «La Ruche», вновь встретился с друзьями и приобрел новых: А. Модильяни, М. Шагала, А. Дерена, Ф. Леже и др. Вместе с Сутиным и Кикоиным около года занимался в Национальной школе изящных искусств у Ф. Кормона.

В 1914 выставил скульптуры в салоне Независимых. С 1915 занимался только живописью: писал пейзажи, портреты, натюрморты и ню в духе «умеренного» экспрессионизма. В 1916–1917 его картины начали покупать известные маршаны: Л. Зборовский, П. Гийом, Г. Шерон, комиссар полиции Л. Замарон.

В 1919 провел персональную выставку в галерее J. Povolotzky, показал пейзажи Средиземноморья и серию «красных ню», выполненных во время пребывания в Сере, на юге Франции. В 1923 подписал свой первый контракт с П. Гийомом, в 1927 – контракт с парижской галереей Van Leer, где состоялись три его выставки (1927, 1929 и 1931); позже провел выставки в галереях Druet (1932), Gerbo (1936) и в собственном ателье (1933). Участник Осеннего салона (с 1921) и салона Тюильри (с 1924); групповых выставок в галерее Devambez (1920) и «Сотня с Парнаса» (1921); выставок русских художников в парижских галереях La Licorne (1923), d’Alignan (1931), L’Époque (группа журнала «Числа», 1931, 1932), La Renaissance (1932), Zak (организована журналом «Наш Союз», 1936), в Лондоне (галерея Whitechapel, 1921), Праге (1935). Выставлялся соместно с Сутиным и Л. Воловиком (La Licorne, 1924), с Лютреем (Champigny, 1925), с Воловиком и Норой Орик (Quatre Chemins, 1926). Участник собраний и выставок группы «Через» (Café de Port-Royal, 1924) и один из организаторов бала в пользу русских художников (1923). В 1928 работы были показаны на Выставке современного французского искусства в Москве.

В 1920-х часто бывал в Кань-сюр-Мер, посетил Швецию. В 1923 во время поездки на Корсику встретил шведку Бригит Стромбак, которая стала его женой. В 1937 некоторое время жил в Бургундии, в 1938 – недалеко от Буржа. Накануне Второй мировой войны отправил жену с сыном в Швецию. В начале войны скрывался в департаменте Корез, в 1943–1944 был мобилизован для работ на ферме.

В 1945 вернулся в парижскую мастерскую на улице François-Guibert. Участвовал в выставке, организованной комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа (1945), и выставке «В честь Победы», устроенной Союзом советских патриотов (1946). Приобрел участок земли в Сере, где позже построил дом-мастерскую. В 1952 и 1966 посещал Израиль.

Провел выставки в Париже (Creuze, 1946; Art vivant, 1951; Mоuradian-Vallotton, 1955; Durand-Ruel, 1960, 1969; J. Chalom, 1962; Seine 38, 1974), Лондоне (Redfern, 1954; Adams, 1960), Филадельфии (1958), Женеве (1969) и Каннах (1974). Участвовал в групповых выставках: «Русские художники-эмигранты в Париже» в лондонской галерее Redfern (1957), «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и в Париже (Дом французской мысли, 1961), «Художники Монпарнаса» в Лондоне (Goupil, 1970), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и др.

Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. Мемориальные выставки состоялись в Париже (Colette Dubois, 1983; Павильон искусств Les Halles, 1993), Сере (Музей современного искусства, 1990), Шартре (Музей изящных искусств, 1996). В 2003 работы экспонировались в ГРМ на выставке «Русский Париж».

Библиография:

* Неизвестная Россия; AI 1/800, 2/696, 3/767, 6/614, 9/484, 11/431, 12/504, 27/493, 28/555; Nieszawer & Princ.

Ромов С. Ударная хроника // Удар. 1923. Авг. (№ 4).

Среди коллекционеров. 1924. № 9/12. С. 54.

Шик А. По выставкам // Русская мысль (Париж). 1959. № 1459.

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль (Париж). 1969. 19 июня (№ 2743); 1970. 26 ноября. (№ 2818).

Полевой В. М. Двадцать лет французской графики: Рисунок в революционных газетах и журналах, политический плакат 1920-х–1930-х годов. М., 1981. (Указ.).

Русская мысль (Париж). 1983. 16 июня (№ 3469). С. 11.

Яворская Н. В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX–XX веков: Работы разных лет. М., 1987. С. 221–222.

Багинова М. Пинкус Кремень – возвышенный экспрессионизм // Русская мысль (Париж). 1991. 15 февр.

Медведкова О. И снова о Парижской школе: (Выставка Пинкаса Кремня в Павильоне искусств) // Русская мысль (Париж). 1993. 22–28 июля (№ 3989).

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 226-227 (илл.).

Art Russe Moderne / Préface par André Salmon. Paris, 1928. P. 57.

Jacometti N. Krémègne // Beaux-Arts. 1935. Févr. 1. P. 6.

Holtzer J. Une visite à Krémègne // Renaissance. 1936. Vol. 19, Jan. P. 10–19.

Krémègne: 40 ans de peinture. Catalogue de l’exposition à la galerie Durand-Ruel / Préf. par W. George. Paris, 1959.

Hommage à Krémègne. Commémorant le centenaire de la naissance de l’artiste / Préf. par G. Miller: [Catalogue]. Musée de Céret. Céret, 1990.

Bosquet, Alain. Trois peintres russes à Paris. [Paris]: La Différence / Le Sphinx, [1980].

Krémègne. 1890–1981: [Catalogue]. Pavillon des arts. Paris: Editions Paris-Musées, 1993.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

11.01.2012