БИЛИНСКИЙ Борис Константинович

Bilinsky Boris

Б. Билинский

21 сентября 1900 (Бендеры Бессарабской губ.) – 3 февраля 1948 (Катания, Италия). Художник театра и кино, живописец, график.

Из семьи польских аристократов, сын генерала, начальника гарнизона в Бендерах. Окончил Одесский кадетский корпус и начал учиться на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе.

В Гражданскую войну погиб отец. В 1920 с матерью и сестрами через Константинополь эмигрировал в Италию, затем в Берлин. Изучал режиссуру и сценографию, испытал влияние режиссера М. Рейнхардта. Работал декоратором в театре-кабаре «Синяя птица» и театре «Радуга».

В 1922 поселился в Париже, подружился с С. М. Лиссимом, Л. В. Заком и И. Я. Билибиным. Брал уроки у С. Ю. Судейкина и Б. Д. Григорьева. Вместе с Ю. П. Анненковым декорировал миниатюрные сценки в артистическом кафе «L’Arc-en-Ciel» (1925).

Познакомившись с актером Иваном Мозжухиным, начал работать художником на киностудии «Альбатрос», создавал декорации, костюмы и афиши. В 1920–1930-е участвовал в постановке более чем 30 фильмов: «Пылающий костер» («Le brasier ardent») И. Мозжухина (1923), «Лев Моголов» («Le Lion des Mogols») И. Эпштейна (1924), «Прекрасный принц» («Le Prince Charmant») В. Туржанского (1924), «Казанова» («Casanova»; 1927), «Тайны Востока, или Шехерезада» («Die Geheimnisse des Orients», «Schéhérazade», 1929) и «Тысяча и вторая ночь» («La mille et deuxème nuit», 1933) А. Волкова, «Повелительница Атлантиды» («Die Herin von Atlantis») Г. Пабста (1932), «Княжна Тараканова» Ф. Оцепа (1938), «Катя» М. Турнера (1938), «Белые ночи Санкт-Петербурга» («Les nuits blanches de Saint-Pétersbourg») Жана Древиля (1938), «Сердечное согласие» («Entente cordiale») М. Л’Эрбье (1939), «От Мейерлинга до Сараева» («De Mayerling à Sarajevo») М. Оффюльса (1940). За афишу к фильму «Лев Моголов» получил золотую медаль на парижской Международной выставке декоративных искусств (1925). По его эскизам шили наряды для актрис Даниэль Дарье, Жаклин Делюбак и др. В 1927 исполнял плакаты для компании кинопроката L'Alliance Cinématographique Européenne (ACE). В 1928 основал в Париже общество кинорекламы «Альборис» («L’Alboris»).

Оформил оперно-балетный спектакль «Руслан и Людмила» на музыку М. И. Глинки (постановка Н. Н. Евреинова, Б. Ф. Нижинской и Б. Г. Романова, Русская опера, 1930), балеты «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (балетм. Б. Ф. Нижинская, Театр Елисейских полей, 1930), «Любовь-волшебница» М. де Фальи (балетм. Б. Г. Романов, Ballet Russe de Monte-Carlo, 1931), «Царевна-Лебедь» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (труппа Хореографического театра Нижинской, 1932), «Этюд» на музыку И. С. Баха (балетм. Б. Ф. Нижинская, Ballet Russe de Monte-Carlo, 1934), оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (парижская Русская опера, 1932) и «Пелеас и Мелисанда» К. Дебюсси (Театр Елисейских полей, 1933; Королевская опера в Лондоне, май 1937 – премьера была приурочена к коронации Георга VI). Расписал парижское артистическое кабаре «Шехеразада» (1934).

Выставлялся в Осеннем салоне (1930–1934, 1937–1938), участвовал в Выставке русского искусства в Лондоне (Belgrave Square, 1935). Пожертвовал две работы для Русского культурно-исторического музея в Праге. Провел выставки в парижских галере Simonson (1927; совм. с Лиссимом и Г. К. Лукомским) и в Музее Галльера (Salon de franc, май 1930, макеты, эскизы костюмов и декораций к фильмам). В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Публиковал статьи об искусстве афиши и кинокостюма во французских журналах «Cinémagazine», «Cinéma», «L’Art Cinématographique».

В 1939 пытался вступить во французскую армию, но получил отказ. Вместе с женой, итальянкой Франкой Пелан (дочерью известного хирурга Епифанио Скальи), перебрался в Рим. В дальнейшем работал на студии Титанус-фильм в Риме. Подолгу жил в доме тестя в Катании; здесь родилась его дочь Валерия (1939‒1999).

Создал декорации и костюмы для итальянских фильмов: «Тринадцать мужчин и одна пушка» («Tredici uomini e un cannone», 1936) Дж. Форцано, «Без неба» («Senza cielo», 1940) и «Женщина упала» («È caduta una donna», 1941) А. Гварини, «Смейся, паяц!» («Ridi, pagliaccio!», 1941) К. Мастрочинкве, «Имперская любовь» («Amore imperiale», 1941) А. Волкова, «Страх любви» («Paura d’amare», 1942) Дж. Амата, «Документ Z 3» («Documento Z 3», 1942) А. Гварини, «Черная пантера» («La pantera nera», 1942) Д. Гамбини, «Белый ангел» («L'angelo bianco», 1943) Дж, Антаморо, «Плоть и душа» («La carne e l’anima», 1944) В. Стрижевского, «История черноголовки. («La storia di una capinera», 1945) и «Кровавый горизонт» («Orizzonte di sangue», 1942) Дж. Ригелли, «Бедный муж» («Il marito povero», 1946) Дж. Амата, «Неизвестный из Сан-Марино» («Lo sconosciuto di San Marino», 1948) В. Коттафави с А. Милошем, Анной Маньяни и Витторио Де Сика.

В Италии продолжал и для театра: создал декорации и костюмы к спектаклям «Лейтенант Виргола» Дж. Акилле (реж. Петр Шаров, театр Одеон, Милан, 1941), «Святая Иоанна» Б. Шоу (театр Арджентина, Рим, 1943), декорации к спектаклю «В шляпе набекрень» Р. Морбелли (Салон Маргерита, Рим, 1945); оформил балеты «Щелкунчик» (хор. А. Милош, театр Адриана, Рим, 1945), «Венские сумасбродства» («Follie viennesi», хор. А. Милош, театр Ла Скала, Милан, 1947).

В 1940 провел персональную выставку в галерее Bragaglia в Риме. Исполнил серию акварелей «Апокалипсис», отразившую трагическое состояние духа во время войны. В последние годы работал над проблемами воплощения музыкального звука в цвете. Создал серию альбомов «Музыка в красках», где перевел в живопись музыку К. Дебюсси, М. Равеля, Ф. Шопена и И. С. Баха, намеревался снять одноименный рисованный фильм у У. Диснея. В 1948 последний раз побывал в Париже, участвовал в выставке «Танец и дивертисмент» в галерее Charpentier.

Похоронен в «Аллее именитых людей» (Viale degli uomini illustri) на Монументальном кладбище в Катании. В 1956 стараниями друзей художникасооружен надгробный памятник c горельефным портретом работы скульптора Пьетро Паппалардо. Посмертные выставки прошли в галерее Capannina di Porfiri в Риме (1955/1956), в галерее Ernesto Bowinkel на Капри (1960), в галерее L. Hutton в Нью-Йорке (1975) и в Мэрии 7-го округа Парижа (1999). Работы экспонировались на ретроспективной выставке, посвященной русской школе кинематографа в Монтрë близ Парижа (1995). В 1999 в Париже прошла выставка «Борис Билинский. Рисунки к балету, театру и опере, 1927–1947».

Многие работы художника находятся в семейном архиве в Париже, большая коллекция афиш хранится в парижской Синематеке. Наследием художника занимается его внук René Clémenti-Bilinsky.

Библиография:

* Булгаков; Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХРЗ; AI 1/193, 3/199, 4/172; ; IMDB.

А. П-в. Б. К. Билинский // Театр и искусство (Париж). 1924. № 2. С. 10.

Б. Художник Б. Билинский // Театр и жизнь. 1930. № 28. С. 7–8.

Щербатов С. Незавершенный «Апокалипсис»: Памяти художника Б. Билинского // Русская мысль (Париж). 1948. 12 марта (№ 48).

Анненков Ю. Русские в мировой кинематографии: Художники (декорации и костюмы) // Возрождение (Париж). 1968. № 203.

Медведкова О. Борису Билинскому с восхищением // Русская мысль (Париж). 1993. 18–24 июля (№ 3984). С. 14.

Клементи-Вилинский Р., Рыжак Н. В. Борис Константинович Билинский, художник театра и кино // Русские в Италии: Культурное наследие эмиграции. М., 2006. C. 442–447.

Янгиров Р. «Рабы немого» 1920–1930-е годы: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. М., 2007 (указ.).

Янгиров Р. Хроника кинематографической жизни Русского зарубежья. В 2-х тт. М., 2010. Т. 2 (указ.).

Mallet-Stevens R. L'Art Cinématrographique. Paris: Felix Alcan, 1929.

Boris Bilinsky: 12 films, décors, costumes: [Catalogue]. Galerie de France. Paris, 1930.

Lissim S. La décoration cinématographique: Boris Bilinsky // Chantecler. 1930. Jan. 25.

Lissim S. Boris Bilinsky: décorations théâtrales et cinématographiques // Art et les Artistes. 1937. N 35. Déc.

P. 101–104.

Boris Bilinsky: cinema, teatro, musica: [Catalogue]. Casa d’arte Bragaglia. Roma, 1940.

Lobanov N. Russian Painters and the Stage // Записки Русской академической группы в США. 1969. Т. 3. С. 207–209.

Barsacq L. Le décor de film. Paris, 1970. P. 241.

Hôtel des Ventes de Bayeux. Le dimanche 25 avril 1993: [Catalogue]. Bayeux, 1993.

Rétrospective de films et exposition L’École russe de Montreuil: [Catalogue]. Montreuil, 1995.

Albera F. Albatros: Des russes à Paris 1919–1929. Paris; Milan; Mazzotta: Cinémateque Française, 1995.

Boris Bilinsky.Dessin pour le ballet, le theatre et l'opera 1927-1947. Paris, 1999.

Сочинения:

Bilinsky B. Le Costume // L‘Art cinématographique. Paris 1929. T. IV.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2013