БУШЕН Дмитрий Дмитриевич
Bouchéne D.
26 апреля 1893 (Сен-Тропе, Франция) – 6 февраля 1993 (Париж). Живописец, график, сценограф.
Потомок гугенотов, обосновавшихся в России в царствование Екатерины II. Внук директора Пажеского корпуса генерал-майора Дмитрия Христиановича Бушена (1826–1871), сын полковника Дмитрия Бушена (1856–1929). Родился во Франции, где мать лечилась от туберкулеза. После ранней смерти матери (1895) был перевезен в С.-Петербург и воспитывался в семье тетки – Екатерины Кузьминой-Караваевой (урожд. Бушен).
В 1912 окончил 2-ю С.-Петербургскую гимназию. Уехал в Париж, посещал академию Рансона и познакомился с М. Дени и А. Матиссом. В 1913 поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского университета. В годы учебы встретил будущего искусствоведа Сергея Эрнста, который до конца дней был его ближайшим другом. Познакомился с художниками общества «Мир искусства». Посещал кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Одновременно с учебой в университете занимался в Рисовальной школе ОПХ, где привлек внимание директора школы Н. К. Рериха. В 1915–1917 работал помощником хранителя Музея ОПХ. В годы революции ему покровительствовал А. Н. Бенуа, который предоставил пристанище в своей квартире.
С 1917 участвовал в петроградских выставках: «Мир искусства» (январь 1917, 1918, 1922 и 1924), «Русский пейзаж» (1918 и 1919), 1-я Государственная свободная выставка произведений искусств (1919), в выставках книжного знака в Петрограде и Казани (обе – 1923) и Выставке русского искусства в Америке (1924–1925). Выставлял натюрморты, эскизы декораций и композиции, навеянные театром. Исполнял экслибрисы, оформил книги для издательства «Аквилон»: «Три рассказа» А. де Ренье (1922), «Венецианское стекло» А. Н. Кубе и «О бронзе» П. Вейнера (1923, обложки). В 1918–1925 работал младшим хранителем Эрмитажа по отделению фарфора и драгоценностей. В 1922 его портрет исполнила З. Е. Серебрякова.
Весной 1925 под предлогом болезни выехал за границу и поселился в Париже вместе с С. Р. Эрнстом. Все последующие годы писал пастелью и гуашью небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи Франции, городов Италии, особенно Венеции, сцены из жизни театра и цирка. Участвовал в выставках русского искусства в парижских галереях Bernheim-Jeune (1927), S. Lesnick (1928), V. Girchman (1929, 1930), d’Alignan (1931), La Renaissance (1932), а также в Брюсселе (1928), Лондоне (1935) и Праге (1935). Провел персональные выставки в парижских галереях Fabre (1928) и Drouot (1929, 1933, 1936, 1938). Жертвовал свои работы для благотворительных лотерей в пользу русского учащегося юношества (1928), нуждающихся членов общества «Мир искусства» (1930) и др.
В конце 1920-х разрабатывал рисунки тканей и модели одежды для французских модных домов Пату, Риччи, Ланван и Лелонг. Создал эскизы костюмов для Анны Павловой (1926) и Алисы Алановой (1931). С середины 1930-х главное внимание уделял работе в театре, продолжал в сценографии традиции мирискуссников. Сотрудничал с хореографами: Дж. Баланчиным, М. М. Фокиным, Л. Ф. Мясиным, К. Йоссом, Р. Пти, и особенно много с С. Лифарем. Среди его наиболее известных работ для балетной сцены: костюмы Иды Рубинштейн в постановках «Диана де Пуатье» Ж. Ибера и «Вальс» М. Равеля (Гранд-Опера, 1934), полная сценография к балетам «Стихии» на музыку И. С. Баха (Ballet Russe de Monte-Carlo, Лондон, 1937), «Коппелия» Л. Делиба (Театр Елисейских полей, 1946), «Дивертисмент» из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского (Гранд-Опера, 1948; Ла Скала, 1953; Гётеборг, Швеция, 1967), «Белоснежка» М. Ивена (Гранд-Опера, 1951), «Симфония № 1» на музыку Ш. Гуно (Гранд-Опера, 1959), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Гранд-Опера, 1960), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (Берлинская опера, 1963).
В годы Второй мировой войны оставался в Париже. В 1953–1954 создал декорации к постановкам опер «Пелеас и Мелисанда» К. Дебюсси, «Коронация Поппеи» К. Монтеверди и «Сирано де Бержерак» Ф. Альфано в Ла Скала. В 1954–1956 для ежегодных летних фестивалей в Амстердамской опере оформил постановки опер «Мертвый дом» Л. Яначека (по роману Ф. М. Достоевского), «Евгений Онегин» Чайковского и «Фауст» Гуно, балета «Лебединое озеро» Чайковского и др. Последней крупной работой в области сценографии стал балет «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, оформленный им в 1969 для Лиссабонского оперного театра на фестивале Г. С. Гульбенкяна.
В 1950–1970-е показывал живопись и театральные эскизы на выставках, посвященных театральному искусству. В 1971 большая персональная выставка состоялась парижской галерее Proscenium. Входил в правление Российского музыкального общества за границей (1951–1967) и был членом Международного общества друзей искусства М. В. Добужинского (1957). В 1977 иллюстрировал французское издание «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой. После смерти С. Р. Эрнста (1980) практически не работал. В 1982 в Nouveau Drouot состоялась выставка-аукцион его работ.
Представлен в Национальном музее современного искусства и в Музее Оперы в Париже, музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке. Подарил более 50 работ Эрмитажу (показаны на выставке «Дар художника» в 1991).
Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже в одной могиле с С. Р. Эрнстом. Часть личного архива находится в Нидерландском институте культуры в Париже.
Библиография: |
* Неизвестная Россия; РЗФ. Сидоров А. А. Русская графика за годы революции. 1917–1922. М., 1923. С. 33, 49, 51, 74. Жарновский И. «Мир искусства» в Париже // Последние новости. 1927. 14 июня (№ 2274). С. 2. Львов Л. Среди художников: Творчество Дмитрия Бушена // Мир и искусство (Париж). 1930. № 9. С. 5–6. Бенуа А. Н. Выставка Д. Бушена // Последние новости. 1931. 27 февр. (№ 3628); 1936. 28 февр. (№ 5454); 1938. 31 марта (№ 6214). З[еелер] Вл. По мастерским: У Д. Д. Бушэна // Русская мысль. 1951. 11 июля (№ 361). Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М., 1968. Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 210–212. Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль. 1971. 16 дек. (№ 2873). Вейдле В. Последняя книга Серебряного века // Русская мысль. 1977. 8 дек. С. 9. Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.). Рисунок, акварель, пастель французских художников второй половины XIX–XX века в собрании Эрмитажа: (Каталог). Л., 1985. С. 16. Дедюлин С. «Со мной говорил Гумилев...»: (Беседа с Д. Д. Бушеном) // Русская мысль. 1987. 5 июня (№ 3676). С. XI (лит. прилож.). Милашевский В. А. Вчера, позавчера…: Воспоминания художника. М., 1989. Дмитрий Бушен (Франция). Дар художника Эрмитажу: (Каталог выставки) / Сост. А. С. Кантор-Гуковская. Л., 1991. Заблова Г. Волшебник Дмитрий Бушен // Невское время. 1991. 6 июня. Кантор-Гуковская А. Последний из «Мира искусства» // Наше наследие. 1992. № 25. С. 119–121. Воспоминания Д. Д. Бушена // Театр. 1993. № 8. C. 90–92. Лосский Б. Последний из «Мира искусства» // Русская мысль. 1993. 5 марта (№ 3969). С. 15. Васильев А. Памяти художника // Там же. Он же. Оборвалась последняя нить «Мира искусства» // Час пик. 1993. 28 апр. С. 15. Лосский Б. К столетнему юбилею Дмитрия Бушена // Русская мысль. 1993. 23–29 апр. (№ 3976). С. 16. Художники русского театра. 1880–1930: Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / вступит. ст. Н.Д. Лобанова-Ростовского, текст Дж. Боулта. М., 1994. Молок Ю. А. Художник с живописным слухом. Визит к Д.Д. Бушену // Пинакотека. 1998. № 6–7. С. 78–83. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 132–135 (илл.). Громов Н. Н. Театральные работы Дмитрия Бушена // Зарубежная Россия. 1917–1945. Сборник статей. Кн. 3. СПб., 2004. С. 366–372. Beaux-Arts. 1931. Mars. Р. 8. Dimitri Bouchéne. Catalogue de vente Nouveau Drouot / Texte de Serge Lifar, Pierre Bertin. Paris, 1981. Lobanov N. D. Dmitri Dmitrievitch Bouchéne // Записки Русской академической группы в США. 1982. Т. 15. С. 303–305. |
Библиотека сайта: |
|
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
22.03.2012 |